Как осуществляется постановка на учет сделок с недвижимым имуществом

Как осуществляется постановка на кадастровый учет объектов недвижимости в России?

Вопросы, касающиеся постановки на кадастровый учет объектов недвижимости, не самые простые и требуют некоторой осведомленности. Особенно учитывая тот факт, что в законодательство периодически вносятся изменения. А ведь ответственность за своевременную постановку на учет ложиться именно на собственников.

Как же рядовым гражданам разобраться в многочисленных специфических терминах и нюансах данной темы?

Содержание

Что такое кадастровый учет (КУ) объектов недвижимости?

Что такое кадастровый учетПод КУ подразумевается процесс мониторинга специальной организацией, называемой Росреестром, недвижимого имущества с описанием его характеристик и свойств, либо учет изменений в его описании, или же снятие с учета недвижимых объектов, если таковых больше не существует.

На кадастровый учет можно поставить:

  1. Земельный участок;
  2. Здание;
  3. Сооружение;
  4. Помещение (квартиру);
  5. Объект незавершенного строительства.
  6. Многоквартирный дом.
  7. Линейные объекты.

Процедура постановки на кадастровый учет приблизительно схожа во всех этих случаях, кроме двух последних. Постановка линейных объектов имеет ряд особенностей, поскольку они нередко расположены на территории нескольких кадастровых округов. Также отличается постановка на учет многоквартирного дома (требуется изготовление технического плана многоквартирного дома).

Все сведения, полученные в ходе государственного учета, сводятся в единую базу — Государственный кадастр недвижимости.

Государственный кадастр недвижимости (ГКН)

КУ осуществляется путем занесения Росреестром надлежащей информации об объекте в единую информационную базу, которая называется ГКН. Данный процесс позволяет законно утвердить наличие объекта.

После прохождения должной регистрации объекту приписывается оригинальный кадастровый номер, а владелец получает соответствующие официальные бумаги. После чего государство начинает облагать объект налогами. Регистрация недвижимости позволяет в дальнейшем законно распоряжаться ей, в том числе проводить с её участием различные сделки: продажа, дарение, обмен и др.

Как осуществляется постановка на кадастровый учет объектов недвижимости в России?ГКН представляет собой систематизированный информационный ресурс, который хранит официальную информацию об учтенной недвижимости.

В ГКН содержаться такие сведения как:

  • описание самого недвижимого объекта,
  • сведения о его собственниках,
  • информация о его точном местонахождение,
  • оценочная стоимость имущества (исходя из которой, недвижимость облагается налогом).

При этом оценку имущества проводит не сам Росреестр, он лишь фиксирует в кадастре данные передаваемые ему. Оценивает имущество субъект РФ при помощи Министерства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами.

Заявление о постановке на государственный кадастровый учёт

Как осуществляется постановка на кадастровый учет объектов недвижимости в России?Для совершения процесса КУ требуется в уполномоченный орган подать определенный пакет документов, а также заявление установленной формы.

Форма заявления была утверждена Минэкономразвития РФ. Существует три образца заявлений, отличающиеся аналогично с целями преследуемыми заявителем.

Цели могут быть такими:

  1. Первичная постановка на учет;
  2. Учет изменений;
  3. Учет части объекта;
  4. Снятие с учета.

Для постановки на учет, внесения изменений и снятия с регистрации имущества установлены разные виды заявлений.

В общем виде заявление представляет собой бланк, в который по пунктам нужно занести достоверную и полную информацию. На этом бланке имеются подсказки и рекомендации по правильному заполнению. В зависимости от того каким способом заявка будет подаваться (о способах подачи документов рассказано дальше по тексту) её можно либо скачать через сеть интернет и распечатать, либо заполнить в электронном виде, или же получить и заполнить её непосредственно в местах где эти заявления принимают.

Скачать заявление о первичной постановке на ГКУ в формате Excel можно здесь

Документы, предоставляемые в орган КУ

Как осуществляется постановка на кадастровый учет объектов недвижимости в России?Документы, предоставляемые в орган КУ, также могут отличаться в зависимости от преследуемых вами целей и от конкретных частных случаев.

Стандартный пакет включает в себя:

  1. паспорт, а если документы подаёт представитель, то нотариально заверенная доверенность;
  2. заполненный бланк заявки, установленного вида;
  3. копии свидетельств о государственной регистрации прав или копии документов категориальной принадлежности участка и разрешения на право пользования;
  4. технический или межевой план;
  5. акт обследования, который необходим при снятии объекта с учета.

Что касается последних двух пунктов – эти данные должны подготавливаться сертифицированным и включенным в специальный реестр кадастровым инженером. Реестр квалифицированных кадастровых инженеров можно найти на сайте Росреестра.

При этом данные специалисты не являются работниками органов кадастрового учёта и за свои услуги они могут брать определенную плату.

За постановку на КУ имущества уполномоченными на то государственными органами плата не взимается.

Процесс постановки на учёт объекта недвижимости

Согласно действующему законодательству, собственник недвижимого имущества самостоятельно или при помощи своего законного представителя обязан выполнить процедуру кадастровой регистрации недвижимого объекта.

Как осуществляется постановка на кадастровый учет объектов недвижимости в России?Когда все необходимые документы собраны их надо передать в территориальное отделение Росреестра. Существует несколько способов, из которых можно выбрать наиболее удобный:

  1. Лично или через законного представителя в местах приёма заявлений. Принимают бумаги в отделении Росреестра, кадастровой палате или же в МФЦ, осуществляющем подобные услуги. Документы подаются территориально по месту нахождения регистрируемого объекта, в пределах так называемого кадастрового округа. Бланк заявления выдаётся на месте. При этом сотрудники организации при необходимости могут оказать помощь в заполнении бланка. В таком случае, если заявка подаётся самим заявителем или его законным представителем обязательным является предоставление удостоверения личности или доверенности. В противном случае вам могут отказать в принятии и рассмотрении бумаг;
  2. С помощью почты, отправлением на специальный почтовый адрес для приёма заявлений и документов, обязательно с приложением описи вложения и уведомлением о вручении;
  3. В виде электронных документов с помощью сети интернет, а в частности через портал государственных услуг РФ. На данном портале можно найти всю необходимую информацию, такую как рекомендации и руководство для подачи документов в цифровом виде, пример заполнения заявления, сам шаблон для заполнения, а также весь перечень необходимых документов для конкретных случаев регистрации. Однако, для того что бы разобраться с данной электронной системой, нужны хотя бы минимальные технические знания, а также наличие электронной подписи, что осложняет данный процесс.

Далее в установленные законом сроки территориальный орган Росреестра осуществляет проверку предоставленных бумаг.

Сроки постановки

Как осуществляется постановка на кадастровый учет объектов недвижимости в России?В связи с последними изменениями, внесенными в актуальное законодательство, процесс КУ происходит в течение не более чем 10 рабочих дней с момента получения уполномоченной организацией соответствующей заявки.

В некоторых субъектах РФ сроки могут устанавливаться местными органами власти. В таком случае сроки будут еще более короткими.

Если необходимые бумаги подаются через МФЦ, то срок начинает исчисляться со дня передачи центром всех документов в уполномоченный орган.

Решения по выполнению кадастровой процедуры

После надлежащей проверки бумаг уполномоченный орган выносит своё решение. Если все документы были поданы правильно, учитывая действующее законодательство, в соответствующем виде и в полном объеме, и в ходе проверки не было обнаружено никаких противоречий, то Росреестр выносит решение по внесению соответствующих сведений в ГКН.

Как осуществляется постановка на кадастровый учет объектов недвижимости в России?При положительном решении уполномоченный орган должен выдать гражданину, подававшему заявление соответствующие официальные бумаги. Это может быть кадастровый паспорт или выписка из ГКН об объекте недвижимости.

Если в отношении границ участка имеют место быть какие-либо конфликты, или есть противоречия в бумагах и данных, касающихся объекта, а также при нехватке требуемых документов, обнаруженных в ходе проверки, Росреестром выносится решение о приостановлении процесса учета. В этом случае должны обязательно указываться причины приостановления, а также все ошибки и советы по их исправлению.

В отдельных случаях может быть решено об отказе во внесении информации в ГКН. В таком решении также указываются ошибки и необходимые рекомендации.

Схема постановки жилого дома на кадастровый учет

Стоит иметь в виду, что при несогласии с данными решениями собственник имущества имеет право обжаловать их в суде.

Учитывая тот факт, что существует огромное разнообразие частных случаев, отличающихся спецификой и сложностью, не представляется возможным дать универсальный ответ и рекомендации, идеально подходящие всем. Лучшим способом разобраться в ситуации будет обратиться за помощью и консультацией к квалифицированным специалистам.

Например, в пунктах приёма документов существуют справочные окна, куда вы можете обратиться с интересующим вас вопросом или с документами для их анализа. Также в каждом территориальном органе кадастрового учета по определенным дням можно попасть на бесплатный прием к руководству. Кроме того, за помощью вы всегда можете обратиться к профессиональным юристам.

Как узнать, стоит ли объект на учете?

Некоторые региональные кадастровые палаты предоставляют возможность узнать, стоит ли квартира или иной объект недвижимости на кадастровом учете, онлайн на местных порталах. Также есть еще несколько способов:

  1. Обратиться к кадастровому инженеру, который отправит официальный запрос. Либо в организации, специализирующиеся на кадастровых услугах, многие из них способны предоставить информацию за несколько часов.
  2. На сайте Росреестра в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости онлайн». Поиск можно осуществить по адресу, по номеру права или условному номеру (оба этих номера указываются в свидетельстве о праве собственности).
  3. В кадастровой палате по запросу. Нужно заполнить заявление и внести госпошлину в размере 150 руб. Ответ — через 5 недель.
  4. Найти объект на публичной кадастровой карте. Этот способ имеет свои недостатки: на карте размещены далеко не все объекты.

Как поставить земельный участок на кадастровый учет на видео

Наиболее быстрый и простой вариант на сегодняшний день — постановка на учет при помощи портала Госуслуг. Какова процедура такой постановки? Ответ — на видео.

Оформление недвижимости в Республике Крым регламентируется федеральным законодательством, в частности  Законом Российской Федерации N 218-ФЗ, Земельным кодексом, Гражданским кодексом и рядом других федеральных и республиканских законов. Особенность Крымского полуострова: вся выданная документация государственными органами Украины, которые подтверждают право собственности, действуют на его территории без ограничений времени согласно ст. 12 6-ФКЗ. Это облегчает жизнь владельцам, но если возникла потребность в передаче, оформлении прав, залога и сделок с недвижимостью, такие документы обязаны соответствовать действующему российскому законодательству.

Регистрация прав на недвижимость в Крыму.

Процесс регистрации недвижимости в России состоит из нескольких этапов:

  1. Внесение сведений об объекте недвижимости в кадастровый реестр и получение соответствующего паспорта.

Если гражданин или организация владеют недвижимым имуществом, об этом обязательно должна быть внесена запись в кадастровый реестр  — Государственный кадастр недвижимости (ГКН). Это лучший способ защиты, так как оформление изменений в него возможно только на основании юридически заверенных документов и судебных решений. Выписку из него выдают владельцу с необходимой информацией для регистрации недвижимости в Росреестре.

Для постановки объекта на кадастровый учет необходимо предоставить:

  • паспорт;
  • документ (оригинал или заверенную нотариусом копию), подтверждающий право на владение (оформленная сделка, свидетельство, решение суда и прочие соответствующие закону доказательства);
  • техническую документацию.

Постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности на объекты недвижимости с 2017 г осуществляется одновременно, это означает, что внести сведения в ГКН, внести изменения в сведения ГКН, если у Вас не зарегистрировано право собственности Вы не сможете.

  1. Оформление недвижимости в Крыму и факта перехода права собственности, регистрация сделок с недвижимостью.

Исполнительным органом, который проводит регистрацию прав на объекты недвижимости, регистрацию различного вида сделок с недвижимостью в Крыму, мониторинг земель, выполняет контролирующие функции за деятельностью организаций оценщиков и другие задачи по урегулированию сферы оформления и владения имуществом является Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым — Госкомрегистр.

Документы для постановки на кадастровый учет, регистрации права собственности на объекты недвижимости, осуществления сделок купли-продажи, дарения, ипотеки и т.п. подаются в Госкомрегистр через многофункциональные центры «Мои документы», расположенные практически во всех регионах Республики Крым.

Примерный список необходимых документов для регистрации права собственности на недвижимость:
  • паспорт;
  • нотариальную доверенность, если владельца представляет его доверенное лицо;
  • оригинал и копию документа, который подтверждает право владения;
  • кадастровый паспорт или Выписка их Единого государственного реестра недвижимости.

Обязательным является и оплата госпошлины, если регистрация недвижимости в РФ оформляется впервые. Документ об оплате в таком случае также предоставляется в Госкомрегистр. Регистрация купли-продажи недвижимости осуществляется на основании договора, который подписывается в трех экземплярах в присутствии государственного регистратора.

Срок рассмотрения документов составляет 10 рабочих дней, по итогу которых предоставляется Выписка их Единого государственного реестра недвижимости, отказ или уведомление о приостановке процесса на основании объективных причин, определенных законодательством.

Оформление права собственности  / Регистрация права собственности на объекты недвижимости — довольно сложный процесс, который требует юридических знаний, внимательности и точности в подготовке документации. Чтобы облегчить процесс рекомендуем обращаться к опытным юристам компании ЮрЭкс Консалтинг Групп, которые помогут на любом этапе оформления недвижимости, залога, а также проведут проверку заявления на регистрацию недвижимости в Крыму.

Общий обзор закона

Начнем с основ — зачем нужно регистрировать свои права, допустим, на квартиру?

Для ответа на этот вопрос обратимся к ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ.

«Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества».

После прохождения определенной законом процедуры государство признает за гражданином, например, право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным недвижимым имуществом (т. е. право собственности).

После продажи квартиры право собственности на него у продавца прекращается одновременно с регистрацией перехода этого права к покупателю.

Также регистрации подлежат не только сами права, но и ограничения прав и обременения. Например, ипотека.

Все это нужно для определенности правового статуса объектов недвижимости и обеспечения контроля за законностью совершаемых с недвижимым имуществом сделок и в интересах их участников, и в интересах всех остальных.

Закон № 218-ФЗ примечателен тем, что подходит к оформлению прав на недвижимое имущество более системно, чем это было раньше. Он одновременно регулирует и отношения по кадастровому учету и по государственной регистрации прав на недвижимость.

Раньше эти отношения регулировались соответственно Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Новый закон во многом упрощает регистрационные процедуры через объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).

На их основе создается единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который состоит из следующих элементов (ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ):

  1. реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
  2. реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
  3. реестр границ;
  4. реестровые дела;
  5. кадастровые карты;
  6. книги учета документов.

Процедуры учета объектов недвижимости и регистрация прав на них теперь осуществляются одним органом — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Раньше кадастровый учет осуществляли кадастровые палаты, подчиненные Росреестру. Соответственно человек сначала должен был обратиться в кадастровую палату, поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Только после этого он мог заняться регистрацией прав, обратившись в Росреестр.

Две процедуры, два органа, два комплекта документов… Неудобно же, согласитесь?

А теперь процесс оформления прав упрощается, орган один, комплект документов один, время экономится, лишние нервы не тратятся (нервы вообще лишними не бывают, я так скажу).

Теперь подробнее о самом порядке регистрации.

Порядок регистрации прав

Государственная регистрация прав и кадастровый учет объекта недвижимости становятся единой процедурой. Она осуществляется на основании заявления и определенного комплекта документов, подаваемых в Росреестр.

Кроме заявления основаниями для регистрации прав могут быть:

  1. акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления;
  2. договоры и иные сделки в отношении объекта недвижимости;
  3. акты о приватизации жилых помещений;
  4. свидетельства о праве на наследство;
  5. вступившие в силу судебные акты;
  6. акты о правах на недвижимое имущество;
  7. межевой, технический план, акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ;
  8. схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления в безвозмездное пользование и расположенного на территории Дальневосточного федерального округа;
  9. иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение права, ограничение или обременение объекта недвижимости, наступление иных обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе.

Хотя Закон № 218-ФЗ и предусматривает процедуру одновременной государственной регистрации права и кадастровый учет объекта, они могут осуществляться и раздельно. Это кадастровый учет без государственной регистрации права и наоборот.

Каждый из трех вариантов осуществляется в своих строго определенных случаях.

Для одновременного предоставления двух услуг случаев установлено не так уж и много :

  • создание объекта недвижимости, для которого не требуется разрешения на ввод в эксплуатацию;
  • образование объекта недвижимости (есть три исключения, предусмотренных п. 8 — 10 ч. 5 ст. 14 Закона № 218-ФЗ);
  • прекращение существования объекта недвижимости;
  • государственная регистрация ограничений и обременений.

Во всех остальных случаях действия по регистрации права и кадастровому учету осуществляются раздельно.

Например, для большинства объектов недвижимости, в частности многоквартирных жилых домов, требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.

В этом случае орган, уполномоченный на выдачу разрешения, направляет в Росреестр само разрешение, заявление о кадастровом учете и иные необходимые документы.

Росреестр на основании этих документов ставит объект недвижимости на кадастровый учет.

Уже после этого правообладатель (например, застройщик) самостоятельно регистрирует свое право на объект.

При переходе права собственности осуществлять постановку недвижимого имущества на кадастровый учет не требуется. Такой учет уже осуществлен, требуется только зарегистрировать переход права собственности.

Место и сроки регистрации прав

Раньше заявление нужно было подавать в территориальный орган Росреестра или кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

Теперь это правило не действует. Заявление о кадастровом учете и регистрации прав можно подать в любое удобное подразделение Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ).

Сроки осуществления регистрационных действий следующие:

  • при одновременной постановке на кадастровый учет и регистрации прав через Росреестр — 10 рабочих дней, через МФЦ — 12 рабочих дней;
  • регистрация права через Росреестр — 7 рабочих дней, через МФЦ — 9 рабочих дней;
  • постановка на кадастровый учет через Росреестр — 5 рабочих дней, через МФЦ — 7 рабочих дней.

Также в ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ установлены сроки для регистрационных действий, осуществляемых на основании разного рода судебных актов или актов уполномоченных органов, свидетельства о праве на наследство, для регистрации ипотеки и т. д.

Подтверждающие документы и остальные новшества

Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество больше не выдаются.

Документом, подтверждающим право собственности на недвижимость, является выписка из ЕГРН. Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 предусмотрено несколько форм выписок:

  • об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
  • о переходе прав на объект недвижимости;
  • о правах отдельного лица на имевшиеся или имеющиеся у него объекты недвижимости;
  • о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов

Выписка может быть предоставлена Росреестром как в бумажной форме, так и в форме электронного документа. Сроки получения выписок также сократились. Как правило выписка выдается в течение не более трех рабочих дней.

Это позитивный момент. Негативный — за предоставление выписки из ЕГРН придется заплатить, причем цены на них по сравнению с ценами на выписки из ЕГРП выросли.

Тарифы утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291. Стоимость выписки об объекте недвижимости составляет:

  • за бумажный документ — 750 руб. для физических лиц, 2 200 руб. — для юридических лиц;
  • за электронный документ — 300 руб. для физических лиц и 600 руб. для юридических.

При желании можно заказать курьерскую доставку выписки. Разумеется за дополнительную оплату.

Что еще стоит отметить?

Появился новый объект недвижимости — машино-место. Что это такое и каким образом регистрируются права на них у меня есть отдельная статья, ссылка есть, останавливаться на этом здесь не будем.

Кадастровый учет и регистрация права могут проводиться без участия заявителя, поскольку сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия.

Например, МВД России обязано направлять информацию об изменении сведений о физическом лице, нотариусы — сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство, ФНС России — информацию об изменении сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и т. д.

Если в Росреестр поступают соответствующие документы в порядке межведомственного взаимодействия, то он просто на их основании вносит сведения в ЕГРН и уведомляет об этом правообладателя.

Изменений произошло много. Многие процедуры упростились. С другой стороны некоторые моменты стали сложнее. Например, оснований для приостановления регистрационных действий стало больше, чем раньше. Также появились основания для отказа в приеме документов от заявителя, которых раньше вообще не было.

Таковы основные изменения в регистрации недвижимости с 2017 года, которые будут действовать, надеюсь, еще долгие годы.

Если есть дополнительные вопросы по теме, задавайте в комментариях (если ответа нет 1-2 дня — это нормально, в течение недели обязательно отвечу). Обязательно подписывайтесь на мою новостную рассылку. Мой Telegram-канал тоже всегда к вашим услугам.

До встречи в следующих статьях!

Где установлены основания для кадастрового учет и основания для отказа в кадастровом учете?

Статья 26 Закона о кадастре предусматривает основания для кадастрового учета, статья 27 – основания для отказа в проведении кадастрового учета.

Нужно ли соблюдать обязательный досудебный порядок обжалования решения о приостановке кадастрового учета?

Федеральным законом от 30 декабря 2015 года No 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» (далее – Закон No 452-ФЗ) Закон о кадастре дополнен статьей 26.1, вступающей в силу с 1 декабря 2016 года. Указанная норма предусматривает обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при уполномоченном органе. Такое обжалование осуществляется заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете. При этом обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Какие изменения в кадастровом учете ожидаются в 2017 году?

С 1 января 2017 года вступают в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 года No 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Статьей 72 Закона о регистрации указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, – к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

С 1 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года No 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» также изменяется наименование Закона о кадастре на Федеральный закон «О кадастровой деятельности».

Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.

Что препятствует постановке объекта недвижимости на кадастровый учет (основания для приостановки кадастрового учета)?

Статьей 26 Закона о регистрации предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Установленные Законом о регистрации основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета сходны с основаниями, которые закреплены в статьях 26 и 27 Закона о кадастре.

Так, Закон о регистрации аналогично Закону о кадастре указывает на следующие общие основания, препятствующие кадастровому учету:

– обращение с заявлением ненадлежащего лица (пункт 2 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре);

– непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона

о регистрации и пункт 4 части 2 статьи 26 Закона о кадастре);

– несоответствие формы и (или) содержания документа требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона

о регистрации и пункт 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре);

– подписание документа неправомочными лицами (пункт 8 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 7 части 2 статьи 27 Закона

о кадастре);

– непредставление (непоступление) документов (сведений,

содержащихся в них), запрошенных по межведомственным запросам, или наличие информации об отсутствии запрошенных документов (пункты 9, 10 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 8 части 2 статьи 27 Закона о кадастре);

– представление заявления о государственном кадастровом учете объекта, не являющегося объектом недвижимости (пункт 19 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре);

– нарушение законодательного запрета, не допускающего совершаемое образование объекта недвижимости путем раздела или выдела доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым(и) объектом(ами) недвижимости (пункт 35 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 3 части 2 статьи 27 Закона о кадастре);

– наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости (государственного кадастра недвижимости) о таком объекте недвижимости (пункт 49 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 1 части 2 статьи 26 Закона о кадастре).

1. Действующее законодательство не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в постановке на кадастровый учет навеса для ожидания транспорта, указывая на то, что ему был предоставлен земельный участок именно для возведения спорного объекта, имеющего прочную связь с землей, а демонтаж его без ущерба назначению невозможен.

Суды отказали в удовлетворении заявления исходя из следующего.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Судами с учетом представленных в дело доказательств было установлено, что спорный объект является типовым, изготовлен в заводских условиях, состоит из готовых модулей и представляет собой металлический каркас с ограждающими конструкциями из ударопрочного стекла и стеклопакетов; части комплекса и соединительные элементы поставляются в разобранном состоянии; собранная конструкция крепится на бетонную площадку анкерными болтами, обеспечивающими временную прочную связь с такой площадкой; установка комплекса производится без устройства заглубленного фундамента, который свидетельствовал бы о наличии прочной связи с землей. Суды признали недоказанным, что демонтаж либо перемещение объекта (его отдельных частей) нанесут существенный ущерб конструкции, исключающий возможность использования комплекса по назначению. Кроме того, суды также установили, что земельный участок предоставлен заявителю в целях размещения остановочно-торгового комплекса (временного объекта) на условиях краткосрочной аренды.

Исходя из указанного, суды признали оспариваемое решение органа кадастрового учета об отказе в постановке на кадастровый учет спорного объекта соответствующим пункту 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

2. Асфальтобетонное покрытие, не отвечающее признакам самостоятельного сооружения, не подлежит кадастровому учету в соответствии с Законом о кадастре.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета асфальтобетонного покрытия, ссылаясь на то, что указанный объект является капитальным строением в виде элемента благоустройства территории и примыкает к объекту недвижимости, в связи с чем отказ кадастровой палаты в осуществлении государственного кадастрового учета является незаконным.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, заявление было удовлетворено со ссылкой на то, что спорный объект обладает всеми признаками объекта недвижимости, установленными статьей 130 ГК РФ.

Арбитражный суд округа судебные акты отменил, в удовлетворении заявления отказал, исходя из того, что представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что асфальтобетонное покрытие не обладает признаками самостоятельного объекта недвижимого имущества (сооружения), является улучшением земельного участка, на котором оно размещено.

Ввиду указанного суд признал решение органа кадастрового учета об отказе в постановке асфальтобетонного покрытия на кадастровый учет соответствующим пункту 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

3. Объект незавершенного строительства может быть поставлен на кадастровый учет, когда степень выполненных работ по созданию этого объекта позволяет его идентифицировать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества (недвижимой вещи).

Предприниматель обратился в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта незавершенного строительства – трех железобетонных свай, вбитых в землю.

Орган кадастрового учета приостановил, а затем отказал в постановке на кадастровый учет спорного объекта незавершенного строительства, сославшись на положения пунктов 1 и 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

Не согласившись с данным отказом, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд, указав на то, что он является арендатором земельного участка под строительство объекта, им получена разрешительная документация на строительство, ГК РФ и Закон о кадастре исходят из существования самостоятельного объекта недвижимости – объекта незавершенного строительства, кадастровым инженером был заверен технический план, содержащий сведения о спорном объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет этого объекта.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды указали на то, что спорный объект – три железобетонные сваи, вбитые в землю, на момент обращения общества с заявлением о постановке объекта на кадастровый учет не является созданным объектом незавершенного строительства в смысле статьи 130 ГК РФ и Закона о кадастре.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года No 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).

Работы, выполненные в данном случае, не свидетельствуют о сооружении фундамента строящегося объекта недвижимости.

Однако в случае выполнения строительных работ, в результате которых будет возведен самостоятельный объект недвижимого имущества, предприниматель не лишен возможности обратиться за постановкой на кадастровый учет созданного объекта (объекта незавершенного строительства).

4. Для постановки на кадастровый учет помещение должно обладать одновременно двумя признаками: обособленностью и изолированностью. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является законным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения кадастровой палаты об отказе в постановке на кадастровый учет помещения (части коридора на третьем этаже).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

При принятии решения суды исходили из того, что из буквального содержания части 7 статьи 27 Закона о кадастре не следует требование законодателя об одновременном соответствии помещения критериям как обособленности, так и изолированности при постановке на кадастровый учет. В связи с этим суды пришли к выводу о незаконности отказа в постановке на кадастровый учет помещения, представляющего собой часть коридора, огражденного строительными конструкциями, поскольку оно является обособленным, хотя и имеет вспомогательное, обслуживающее назначение – используется для доступа в иное помещение.

Арбитражный суд округа отменил указанные судебные акты и отказал в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В силу части 7 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на кадастровый учет помещения в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.

При этом обособленность как признак помещения представляет собой пространственную характеристику, указывающую на то, что часть здания или сооружения ограничена строительными конструкциями.

В то же время изолированность является функциональной характеристикой, отражающей то, что помещение имеет самостоятельное назначение, отдельный вход, не используется для доступа в иное помещение, доступа к общему имуществу собственников помещений в здании, инженерным коммуникациям.

Согласно техническому плану спорное помещение ограничено строительными конструкциями (стенами), однако используется для доступа в другое помещение, о кадастровом учете которого заявлено отдельно.

Поскольку спорное помещение неразрывно функционально связано с другим помещением, оно не является изолированным.

Учитывая, что для постановки на кадастровый учет помещение должно обладать одновременно двумя признаками: обособленностью и изолированностью, арбитражный суд округа пришел к выводу о законности отказа в постановке спорного помещения на кадастровый учет.

По другому делу арбитражный суд также признал законным отказ в постановке на кадастровый учет помещения, являющегося частью подвала жилого дома, поскольку оно не соответствовало ни признаку обособленности, ни признаку изолированности: данное помещение не было ограничено строительными конструкциями (стенами). Сформировать нежилое помещение из части подвала, чтобы оно отвечало признакам изолированного объекта недвижимости, было также невозможно, поскольку это привело бы к перекрытию доступа в часть подвала, используемую другим арендатором.

5. Часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.

Орган кадастрового учета отказал Т. в осуществлении кадастрового учета части одноэтажного жилого дома, указав, что кадастровый учет частей здания не производится.

Считая данный отказ незаконным, Т. обратилась в суд.

Судом установлено, что ранее одноэтажный жилой дом блокированной застройки находился в долевой собственности Т. и А.

Решением суда, вступившим в законную силу, право долевой собственности прекращено. Т. выделена доля в виде отдельного блока, состоящего из трех комнат, кухни, коридора, уборной и кладовки, имеющего отдельный выход на территорию общего пользования, систему отопления и индивидуальные инженерные коммуникации.

Статья 16 ЖК РФ к числу жилых помещений относит часть жилого дома.

В части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался приведенными правовыми нормами и исходил из того, что данный одноэтажный жилой дом состоит из двух блоков, являющихся самостоятельными изолированными объектами, которые предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования.

При таких обстоятельствах части (блоки) жилого дома могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.

6. Комнаты в коммунальной квартире могут быть учтены как один объект кадастрового учета (жилое помещение), если они являются смежными и изолированы от других помещений.

Б. и Г. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения органа кадастрового учета об отказе в осуществлении кадастрового учета двух комнат в четырехкомнатной коммунальной квартире.

Судом установлено, что заявителям по договору социального найма предоставлены в пользование две смежные комнаты в четырехкомнатной коммунальной квартире, а так же доля общего имущества пропорциональная передаваемой жилой площади. Указанные комнаты впоследствии приватизированы заявителями, которым выдано свидетельство о праве собственности на данные комнаты как на один объект жилищных прав.

Для осуществления государственного кадастрового учета заявителями представлен технический план комнат, согласно которому названные помещения имеют общую стену, при этом одна из комнат используется для прохода в другую. Кроме того комнаты отделены от иных помещений в квартире, в том числе от мест общего пользования, строительными конструкциями.

Б. и Г. обратились в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет указанных комнат как одного жилого помещения, в чем им было отказано, поскольку данное помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании.

В силу пункта 3 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (часть 7 статьи 27 названного закона).

Пункт 2 статьи 15 ЖК РФ определяет, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно пункту 3 части 1, части 4 статьи 16 данного кодекса комната является жилым помещением, представляющим собой часть жилого дома или квартиры, предназначенным для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Проанализировав приведенные нормы закона и фактические обстоятельства дела, суд пришел к выводу о незаконности отказа органа кадастрового учета, поскольку комнаты в коммунальной квартире переданы в собственность Б. и Г. как один объект жилищных прав, спорные жилые помещения являются смежными между собой, имеют общую стену и отграничены от иных помещений в квартире строительными конструкциями. В связи с этим суд указал, что указанные комнаты, как единый объект, отвечают признакам изолированности и обособленности, поэтому не имеется препятствий для осуществления их государственного кадастрового учета как одного объекта.

7. Изолированные комнаты в коммунальной квартире, разделенные местами общего пользования, не могут быть поставлены на кадастровый учет как один объект.

Ф. оспорила в суде решение органа кадастрового учета об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Судом установлено, что Ф. является собственником двух комнат в коммунальной квартире, которые она просила поставить на кадастровый учет как один объект. Согласно техническому плану данные комнаты не имеют общих стен и перегородок, имеют два отдельных выхода и разделены местами общего пользования (коридором в коммунальной квартире).

Согласно пункту 1 части 1статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о виде объекта недвижимости (помещение).

В государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости – кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната (пункт 6 части 2 статьи 7 Закона о кадастре).

В силу пункта 3 части 2 статьи 27 вышеназванного закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.

Разрешая спор, суд руководствовался приведенными правовыми нормами и исходил из того, что две комнаты в коммунальной квартире могут быть учтены в государственном кадастре недвижимости в качестве одного объекта недвижимости (помещения) только при условии, что они являются смежными и обособленными от других аналогичных помещений (комнат).

Находящиеся в собственности заявителя комнаты разделены местом общего пользования (коридором), которое используется другими собственниками для доступа в принадлежащие им жилые помещения, а также в расположенные в квартире иные места общего пользования. В случае учета данных комнат как единого жилого помещения такой объект недвижимости не будет отвечать критерию обособленности. В связи с этим спорные жилые помещения не могут быть учтены в государственном кадастре недвижимости как один объект. При этом на кадастровый учет может быть поставлена каждая из данных комнат отдельно.

8. Закон о кадастре допускает кадастровый учет части объекта недвижимости только в случае государственной регистрации ограничения (обременения) вещного права, в связи с установлением которого данная часть образована.

Потребительский кооператив по строительству и эксплуатации кладовок обратился в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета. В обоснование

своих требований заявитель указал, что он является собственником хозяйственных кладовок, имеет межевой план земельного участка, а также согласование собственника земельного участка, однако не может воспользоваться своим правом на определение границ земельного участка, расположенного под объектом недвижимости, и реализовать другие права собственника объекта недвижимости.

Судом установлено, что земельный участок находится в муниципальной собственности, сформирован в установленном законом порядке и поставлен на кадастровый учет. Администрация предоставила кооперативу часть земельного участка и утвердила план данной части земельного участка. Впоследствии заявитель заключил с администрацией договор аренды выделенной ему части земельного участка.

В орган кадастрового учета заявителем представлен межевой план данной части земельного участка, а также иные необходимые документы.

Вместе с тем органом кадастрового учета заявителю отказано в осуществлении кадастрового учета части, поскольку, по мнению органа, часть земельного участка, в отношении которой кооперативом представлены документы, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии Законом о кадастре (пункт 1 части 2 статьи 27).

Согласно части 1 статьи 5 Закона о кадастре объектом кадастрового учета могут быть земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства.

Пункт 9 части 2 статьи 7 названного закона определяет, что сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения

При этом государственный орган сослался на то, что государственная регистрация права собственности и участие в гражданском обороте части объекта недвижимости в качестве самостоятельного объекта гражданских прав законом не предусмотрены.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ объектом земельных правоотношений является, в том числе часть земельного участка.

Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23, частей 11 и 13 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет части объекта недвижимости возможен в случае государственной регистрации обременения вещного права на соответствующую часть объекта недвижимости.

Проанализировав приведенные нормы закона, суд пришел к выводу о том, что, если исходный земельный участок поставлен на кадастровый учет, его часть также может быть объектом кадастрового учета в случае регистрации в государственном реестре прав обременения на данную часть объекта недвижимости.

С учетом того, что кооперативом указанные требования закона были соблюдены, суд признал незаконным решение органа кадастрового учета об отказе в осуществлении кадастрового учета части земельного участка, обремененной договором аренды.