Кто и в каком порядке может подать жалобу на действие судьи

Основной закон Российской Федерации дал право ее гражданам на отстаивание своих законных интересов в случае их нарушения. На выбор дается несколько способов защиты, в которые включается и право на обращение за справедливостью в суд. На практике, к сожалению, возникают случаи, когда закон нарушают сами судьи. В такой ситуации любой участник судебного процесса может подать жалобу, обращение, заявление против судьи. В статье мы с вами  разберемся, куда жаловаться на судью? Для справки: судьи бывают мировые или федеральные. Федеральные соответственно работают в районных, городских, арбитражных судах. В том числе в судах вышестоящих инстанций. 

Сразу надо отметить, что дело это очень не перспективное. Дело в том, что судьи у нас независимы, имеют максимально возможные гарантии защиты. Но поскольку они тоже люди, то высокий статус иногда кружит им голову.

Для примера можно вспомнить и ситуацию с прославившейся на всю Россию судьей Хахалевой Еленой Владимировной, которую некоторые называют не иначе как «золотая». Казалось бы что вокруг судьи столько негатива, что даже если все аргументы её противников окажутся ложными, ей все равно не «отмыться». Не «отмыться» в этом случае и Краснодарскому краевому суду. Тем ни менее служительница Фемиды продолжает работать не обращая внимание на все, что происходит вокруг неё.  

Содержание

Поводом для написания жалобы могут быть две ситуации:

  1. Судья нарушает процессуальный порядок ведения судебного дела (процесса), который установлен процессуальным законодательством; 

  2. Судья совершает преступление, правонарушение или нарушает кодекс судейской этики вне судебного процесса. 

В настоящей статье я не буду рассказывать про то как подавать апелляционную, кассационную жалобу, обжаловать определение и т.п. Речь идет в первую очередь буду вести о вне процессуальных действиях. 

В какие инстанции правомерно направление жалобы?

Квалификационная коллегия

На практике жалобы чаще всего для начала направляются в региональную квалификационную комиссию судей.

Сама жалоба направляется на имя председателя указанного органа. Текст жалобы в обязательном порядке должен содержать все факты нарушений, совершенных судьей в ходе конкретного судебного разбирательства или вне его. В качестве отличной доказательной базы, которая может быть приложена к жалобе, могут послужить аудио- и видеозаписи, на которых запечатлены факты нарушений. 

Срок для рассмотрения жалобы, поданной в региональную квалификационную коллегию, согласно действующему законодательству составляет 30 дней. 

В случае, если вы не согласны в окончательным решением по вашему обращению, которое приняла региональная квалификационная коллегия, вы имеете полное право на подачу повторной жалобы в вышестоящую инстанцию, которой является Высшая квалификационная коллегия РФ. Этому коллегиальному органу закон отводит на рассмотрение жалобы срок в 90 дней. По окончанию проверки заявитель получит мотивированный ответ. Могут быть приняты эффективные меры. Но скорее всего никаких мер не будет принято. Самое неприятное, когда коллегия отвечает в стиле «сам дурак». Так бывает. 

Департамент обеспечения деятельности судов

В этот орган эффективно будет жаловаться на работу судебной канцелярии, аппарата, сайта и т.п. Другими словами — заявления по поводу организации работы органа правосудия.  

Помню как однажды в одном суде города были установлены ящики для сбора апелляционных жалоб. Т.е. апелляционные жалобы и приложение к ним необходимо было кидать в ящик.  Этот позор остановил только судебный департамент. Более того, суд сопротивлялся и делал все, что бы сохранить такие ящики для сбора апелляционных обращений. 

Или например, работники суда не публикуют информацию о ходе дела на сайте. В данном случае будет правомерно обращаться именно в Департамент. 

Необходимо отметить, что любое обращение, которое вы хотите отправить в Департамент, можно отправить и председателю суда. Вопрос может быть решен председателем. 

Прокуратура, следственный комитет, полиция

Заявление по факту нарушений закона можно отправлять в правоохранительные органы. Судья являются спец.субъектами, когда речь идет о привлечении их к уголовной или административной ответственности. Да, они имеют иммунитет, но не нужно путать иммунитет и вседозволенность и возможность совершать правонарушения безнаказанно. 

Если служитель закона совершил преступление, его привлекут к уголовной ответственности; за административное правонарушение — привлекут к административной ответственности. Просто для этого необходимо будет пройти долгий и тернистый путь снятия неприкосновенности с конкретного нарушителя. 

Но все реально. Работники органов правосудия тоже отправляются отбывать наказание, в том числе по делам о коррупции. Конечно на практике привлечь такого правонарушителя будет сложно, но можно. 

Администрация Президента

Федеральных судей назначают указом Президента, а значит, Президент «косвенно» отвечает за действия своих назначенцев. Вот пусть знает и ведает Верховный главнокомандующий, кто от имени Российской Федерации совершает правосудие. 

Помните, что ваше обращение должно быть четко сформулировано и юридически грамотно составлено и оформлено. В тексте жалобы в обязательном порядке должны быть сноски на конкретные статьи законодательства. Необходимо позаботиться о доказательственной базе. Текст жалобы не должен содержать оскорбления, клевету. Иначе вас могут привлечь к ответственности. 

На что еще может быть подана жалоба?

Приведу некоторые возможные ситуации в виде таблицы: 

Ситуация

Куда жаловаться?

Затягивание сроков рассмотрения дела или судья потерял дело

Квалификационная коллегия

Председатель суда

Постоянные необоснованные переносы даты судебного заседания, бездействие

Квалификационная коллегия

Председатель суда

Судья приобщает к делу доказательства, которые могут сыграть на руку одной из сторон, а доказательства другой стороны остаются без внимания

Апелляционная инстанция в процессуальном порядке

Квалификационная коллегия

В случае предвзятости судьи по отношению к одному из участников процесса

Апелляционная инстанция в процессуальном порядке

Квалификационная коллегия

Дача консультаций судьей одному из участников дела во время судебного заседания

Квалификационная коллегия

Председатель суда

Допущенные судьей ошибки норм процессуального права

Апелляционная инстанция в процессуальном порядке

Совершение преступления

Прокуратура, полиция, следственный комитет

Полагаю, что логика понятна. 

Общие правила составления обращения 

Лицо, чьи права были нарушены некомпетентной работой служителей закона, пишет жалобу, которая оформляется в письменном виде. Можно в рукописном виде или же отпечатать на компьютере. Закон не предусмотрел четко установленного образца оформления. Тем не менее, есть определенные общие требования:

  • Наименование лица, органа, куда направляется обращения;

  • Паспортные данные заявителя;

  • Контактный номер телефона;

  • Ф.И.О. судьи, неправомерные действия которого стали поводом для обращения;

  • Изложение фактов нарушений с обязательной ссылкой на конкретные нормы закона;

  • Требования для восстановления нарушенных прав;

  • Дата составления жалобы с подписью заявителя.

В общем порядке заявление должно быть составлено в двух экземплярах. Один направляется в соответствующую инстанцию на рассмотрение, второй остается на руках у заявителя. Именно на этом экземпляре делается пометка о приеме с указанием даты.

Европейская конвенция по правам человека

1. Когда была принята Конвенция?

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, более знакомая нам под названием «Европейская Конвенция по правам человека», была открыта для подписания 4 ноября 1950 года в Риме и вступила в силу3 сентября 1953 года. Конвенция закрепила отдельные права и свободы, признанные во Всеобщей декларации прав человека, и основала международный судебный орган компетентный выносить постановления в отношении государств, которые не выполняют принятые на себя обязательства.

2. Что такое протокол к Конвенции?

Протокол к Конвенции — это документ, который дополняет первоначальный текст Конвенции одним или несколькими правами, а также вносит изменения в ее отдельные положения. Протоколы, вносящие в список прав Конвенции дополнительные права, являются обязательными только для государств, которые их подписали и ратифицировали. Протокол не имеет обязательной силы для государства, которое подписало, но не ратифицировало его.На сегодняшний день было принято 14 дополнительных протоколов.

3. Какие права предусмотрены Конвенцией?

Государство, подписавшее Конвенцию, именуемое также «Государство — участник Конвенции», признает и гарантирует основные гражданские и политические права своих граждан, а также любого другого лица, на которое распространяется действие его законов.Конвенция предусматривает, в частности, право на жизнь, право на справедливое судебное разбирательство, право на уважение частной и семейной жизни, свободу выражения мнения, свободу мысли, совести и религии, право на уважение частной собственности. Она также запрещает пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание, рабство и принудительные работы, безосновательное и незаконное заключение под стражу, дискриминацию в использовании прав и свобод, гарантируемых Конвенцией.

4. Изменяется ли Конвенция?

Да. Конвенция изменяется, главным образом благодаря толкованию ее положений Судом. Практика Суда превратила Конвенцию в действующий механизм; так, она расширила гарантируемые Конвенцией права и позволила их применение в ситуациях, которые не были предусмотрены во время принятия Конвенции.Конвенция также изменяется посредством протоколов, которые дополняют ее новыми правами, как, например, в случае с вступлением в силу в июле 2003 года Протокола № 13 об отмене смертной казни при любых обстоятельствах, или с вступлением в силу в апреле 2005 года Протокола № 12 о запрещении дискриминации.

5. Должны ли национальные судебные органы применять Конвенцию?

Конвенция может применяться на национальном уровне. Ее положения включены в законодательство государств — участников Конвенции, которые призваны соблюдать права, сформулированные в Конвенции. В силу этого, национальные судебные органы обязаны применять положения Конвенции. Несоблюдение государством прав частного лица дает последнему право подать жалобу, что может повлечь за собой осуждение данного Государства.

Решения и постановления ЕСПЧ

37. В чем заключается разница между решением и постановлением?

По общему правилу решение выносится единоличным судьей, комитетом или палатой Суда. Оно выносится на предмет приемлемости, а не по существу дела. Часто палата рассматривает одновременно вопрос о приемлемости и по существу дела, в таком случае, палата выносит постановление.

38. Является ли постановление обязательным для государства-ответчика?

Постановление о нарушении Конвенции является обязательным для государства-ответчика, и государство должно его исполнить. Комитет Министров Совета Европы следит за исполнением постановлений, в частности, за тем, чтобы денежные суммы, присужденные Судом в качестве компенсации за ущерб, нанесенный заявителям, были выплачены.

39. Может ли постановление быть обжаловано?

В то время как решения о неприемлемости и постановления, вынесенные комитетом или Большой Палатой, являются окончательными и не могут быть обжалованы, стороны могут подать заявление о передаче дела на рассмотрение в Большую Палату в течение трех месяцев после объявления палатой постановления. Заявление о передаче дела в Большую Палату рассматривается коллегией судей, которая принимает решение о необходимости такой передачи.

40. Каков порядок исполнения постановлений Суда?

После вынесения постановления о нарушении Конвенции Суд передает досье Комитету Министров Совета Европы, который вместе с государством-ответчиком и отделом исполнения постановлений определяет способ исполнения вынесенного постановления и меры по предупреждению новых идентичных нарушений. Это выражается в принятии общих мер, в частности, во внесении изменений в законодательство, и в случае необходимости, в принятии мер индивидуального характера.

41. Каковы последствия вынесения постановления о нарушении Конвенции?

Государство-ответчик обязано принимать меры для предотвращения новых подобных нарушений Конвенции, в противном случае Суд может вынести повторное постановление. Такая практика побуждает государство-ответчика приводить национальное законодательство в соответствие с положениями Конвенции.

42. Что такое справедливая компенсация?

Если Суд выносит постановление об имевшем место нарушении и констатирует причиненный заявителю вред, он может назначить денежную сумму в качестве компенсации за нанесенный ущерб. Комитет Министров следит за тем, чтобы присужденные Судом суммы были выплачены заявителям.

43. Что такое «пилотное дело»?

В течение последних лет Суд разработал новую процедуру, появление которойсвязано с большим наплывом жалоб, содержащих однородные вопросы, называемые также системными проблемами. Это проблемы, которые возникают в результате несоответствия национального законодательства положениям Конвенции.Согласно новой процедуре Суд рассматривает одну или несколько аналогичных жалоб, а также откладывает на определенный срок рассмотрение целой серии подобных им жалоб. Вынося постановление по «пилотному делу», Суд призывает государство-ответчика привести национальное законодательство в соответствие с положениями Конвенции и с этой целью намечает общие меры по устранению данного нарушения. Таким образом, Суд рассматривает другие аналогичные «пилотному делу» жалобы.

44. Что такое особое мнение судьи?

Судья может высказать свое особое мнение по делу, в рассмотрении которого он принимал участие. Особое мнение приобщается к вынесенному постановлению. В нем судья в письменной форме излагает основания, по которым он согласен с большинством судей, или мотивирует свое несогласие с мнением большинства судей.

Деятельность ЕСПЧ

45. Какое количество дел находится в производстве Суда?

Суд является заложником своего успеха: около 50 000 новых жалоб поступает в Суд каждый год. Отзвук, который получают некоторые постановления Суда, и растущее признание среди граждан государств-участников Конвенции оказывают значительное влияние на количество обращений, поступающих ежегодно в Суд.

46. Нарушений каких прав касается большая часть жалоб?

Более половины всех жалоб, поступивших в Суд с момента его образования, касаются нарушения статьи 6 Конвенции, в которой речь идет о праве на справедливое судебное разбирательство в разумные сроки. Так 58% нарушений, констатированных Судом, касаются нарушений статьи 6 (права на справедливое судебное разбирательство) и статьи 1 Протокола № 1 (права на защиту собственности). Вместе с тем, примерно в 11% случаев Суд пришел к выводу о серьезных нарушениях Конвенции, касающихся права на жизнь или запрещения пыток, а также бесчеловечного или унижающего достоинство обращения (статьи 2 и 3 Конвенции).

47. Эффективно ли применение предварительных судебных мер?

В то время как, в основном, государства-участники Конвенции следуют предписаниям Суда в отношении применения предварительных судебных мер, иногда некоторые из них не выполняют указания Суда. В таких случаях Суд, как правило, выносит постановления о несоблюдении обязательств, принятых ими в соответствии с требованиями статьи 34 (право на подачу индивидуальной жалобы).

48. Рассматривает ли Суд общественные вопросы?

Сегодня Суд рассматривает вопросы, которые нельзя было предвидеть во время подписания Конвенции в 1950 году. В течение 50 лет, Суд вынес постановления по многим вопросам, касающимся нашего общества: по вопросам, связанным с правом на проведение аборта, оказанием содействия в самоубийстве, полным личным досмотром, подневольным трудом в домашнем хозяйстве, правом на установление своего происхождения, в случае, если при рождении ребенка мать пожелала сохранить анонимность, усыновлением ребенка лицами с гомосексуальной ориентацией, ношением исламского платка в учебных заведениях, защитой источников информации журналистов, дискриминацией цыган, или вопросами, связанными с защитой окружающей среды.

Будущее ЕСПЧ

49. Что такое Протокол  № 14?

Протокол № 14, целью которого является обеспечение долгосрочной эффективной работы Суда на основе оптимальной сортировки и рассмотрения жалоб, предусматривает, в частности, создание новых судебных подразделений для работы с простыми делами, вводит новое условие приемлемости (причинение «значительного ущерба») и устанавливает срок полномочий судей на девять лет, без права переизбрания. Он вступил в силу 1 июня 2010 года.

50. Каковы проекты новых реформ?

Независимо от ратификации Протокола № 14, было принято решение о необходимости продолжить реформу правового механизма Конвенции. В ноябре 2006 года группа Советников, состоящая из заслуженных юристов, представила Комитету Министров свой отчет. Группа порекомендовала, в частности, создание нового механизма по сортировке дел и разработке Устава по отдельным структурным аспектам деятельности Суда, который предусматривал бы более гибкую процедуру внесения поправок, нежели порядок внесения изменений в международные договоры, действующий для Конвенции. В настоящее время Комитет по правовым вопросам и правам человека Совета Европы рассматривает различные предложения.

Июль 2012, (с) Европейский суд по правам человека