Нежилое помещение: нормативно-правовое обеспечение вопроса и его особенности

/ Населению

/ Услуги

/ Порядок установки приборов учета

Порядок установки приборов учета

Содержание

Учет ресурсов по закону.

В целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, согласно статье 13 Федеральноого закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года (далее — Федеральный закон «Об энергосбережении»), все потребляемые энергоресурсы (вода, тепло, эл.энергия, газ) подлежат обязательному учёту с применением приборов учета, установленных за счет собственников объектов.

Виды приборов учета многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.

В многоквартирном доме установке подлежат следующие приборы учета: индивидуальные и общедомовые (коллективные):

Общедомовые (коллективные) приборы — это приборы, которые учитывают потребление коммунальных ресурсов всего многоквартирного дома, то есть потребление коммунальных ресурсов всеми собственниками и пользователями помещений (жилых или нежилых), плюс потребление на общедомовые нужды (ОДН): «средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом» (п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Индивидуальные приборы учета — это приборы, которые учитывают личное потребление коммунальных ресурсов собственником помещения (жилого или нежилого): «средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении» (п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

В индивидуальном жилом доме установке подлежат индивидуальные приборы учета.

Плательщик и порядок оплаты работ по установке приборов учета (индивидуальных и общедомовых).

Согласно требованиям Федерального закона «Об энергосбережении» (статья 13, часть 5) обязанность по обеспечению оснащения своих домов, помещений (жилых или нежилых) в МКД приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников объектов.

Кроме того, согласно требованиям Жилищного кодекса (ст. 158): «Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения».

Таким образом, все расходы по установке как индивидуальных, так и общедомовых приборов учета несет собственник помещения (жилого или нежилого). При этом за установку индивидуальных приборов учета собственник оплачивает полную сумму от стоимости прибора учета плюс стоимости работ на его установку согласно счету, выставленному выбранной таким собственником монтажной организацией, а при установке общедомового прибора учета — только часть суммы от общей стоимости приборов плюс стоимости работ на его установку, пропорционально доле такого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Доля собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество в этом многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении» ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора на установку приборов учета. Цена договора с ресурсоснабжающий организацией определяется соглашением сторон, а оплата собственником помещения — гражданином — осуществляется равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если такой потребитель выразил намерение оплатить цену единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При предоставлении рассрочки цена договора увеличивается на сумму процентов за рассрочку, но не более чем в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»: граждане-собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане-собственники помещений в многоквартирных домах, не установившие в установленный срок приборы учёта, если это потребовало от ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов («принудительная установка»), оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы еди-новременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предостав¬ления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Ввод в эксплуатацию и опломбирование установленных приборов учета выполняются бесплатно.

Льготы на установку приборов учета для отдельных категорий граждан.

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»: «Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с которыми предназначены эти приборы учета, освобождаются от исполнения данной обязанности в соответствующей части».Для получения льгот необходимо обратиться в органы соцзащиты.

Порядок установки приборов учета.

Общий порядок установки индивидуальных приборов учета в жилых помещениях:

Осмотр места установки прибора учета.

Комплектация узла учета.

Установка прибора учета (врезка в действующие сети).

Пуско-наладочные работы.

Сдача установленного прибора учета для коммерческого учета в ресурсоснабжающую организа¬цию и/или управляющую компанию.

Общий порядок установки общедомовых приборов учета в МКД:

Осмотр места установки прибора учета.

Получение технических условий на проектирование узла учета (в ресурсоснабжающей организации и/или управляющей компании).

Разработка проектно-сметной документации на узел учета (специализированной проектной организацией).

Согласование проектной документации на узел учета с ресурсоснабжающей организацией.

Комплектация узла учета в соответствии с проектной документацией.

Установка прибора учета (врезка в действующие сети).

Пуско-наладочные работы.

Сдача установленного прибора учета для коммерческого учета в ресурсоснабжающую организацию.

Организации, осуществляющие установку приборов учета.

Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»: «Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий»:

Ресурсоснабжающие организации;

Управляющие компании;

Коммерческие монтажные организации, имеющие разрешительный документ на производство данного вида работ (в противном случае оборудование может быть снято с гарантии завода-изготовителя и / или может быть не допущено в эксплуатацию из-за нарушений в монтаже).

Застройщик в строящихся многоквартирных домах.

Стоимость приборов учета.

Сегодня на рынке города Липецка и Липецкой области работают десятки организаций, осуществляющих установку общедомовых и индивидуальных приборов учета. Ассортимент и стоимость приборов учета и оборудования разнообразны.

Стоимость общедомовых приборов учета зависит от принимаемой проектной организацией принципиальной схемы узла учета и может значительно изменяться в зависимости от количества входящих в узел учета средств измерений.

Ориентировочно стоимость выполняемых АО «ЛГЭК» работ по установке индивидуальных приборов учета воды (холодной/горячей), включая стоимость самих приборов учета, составляет:

при диаметре ИПУ 15 мм — от 936 до 1 609 рублей;

при диаметре ИПУ 20 мм — от 1 210 до 1 959 рублей.

Разбег цен зависит от комплектности монтируемого узла учета: с установкой/без установки фильтра, крана шарового.

В целях обеспечения установки индивидуальных приборов учета воды (горячей, холодной) специалистами АО «ЛГЭК» и / или уточнения стоимости работ собственнику помещения необходимо обратиться по телефону: +7-904-687-65-86.

Основные требования, предъявляемые к принимаемым к коммерческому учету приборам учета.

Приборы учета должны иметь сертификат утвержденного типа Госстандарта России и должны быть зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений.

Приборы учета должны быть опломбированы органами метрологической службы и иметь действующую отметку (печать) о государственной поверке.

Приборы учета, у которых истек срок действия поверки, не допускаются к эксплуатации в качестве расчетных. Приборы учета, у которых истек срок действия сертификации, а также исключенные из реестра средств измерений, но выпущенные в период действия сертификата, могут применяться при наличии действующего клейма государственной поверки.

Проектирование, монтаж и эксплуатация приборов учета производится в соответствии с требованиями нормативно-технических документов Госстандарта России, Госстроя России, инструкциями изготовителей средств измерений с учетом специфики устанавливаемых приборов учета.

Ответственность за несоблюдение требований по установке приборов учета в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах.

Согласно части 5 и 6 статьи 13 Федерального закона об «Энергосбережении» обязанность установки приборов учета закреплена за собственником помещения.

Существует судебная практика (в т.ч. и по городу Липецку), обязывающая собственников выполнить такую установку за свой счет и компенсировать судебные издержки, с которой можно ознакомиться здесь — Судебные и нормативные акты РФ. Дело № 2-2517/2014 от 23.07.2014 Октябрьского районного суда г. Липецка.

Кроме того частью 12 статьи 13 Федерального закона об «Энергосбережении» предусмотрена возможность «принудительной» установки приборов учета с отнесением всех связанных с этим затрат на собственника. При этом, «В случае отказа от оплаты расходов на установку приборов учета в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания».

Постановлениями Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27.03.2015 № 11/9, 11/10, 11/11, 11/12 изменены нормативы потребления коммунальных услуг с учетом повышающих коэффициентов.

Повышенные нормативы применяются при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета или индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и наличии технической возможности установки таких приборов.

Заказать услугу и уточнить стоимость работ Вы можете

  • позвонив по телефону (4742)23-66-93
  • написав заявку по адресу: [email protected]

Стоимость установки приборов учета

Условия для перевода квартиры в нежилое помещение

Условия, при которых возможен перевод квартиры в нежилое помещение, определены в ст. 22 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ). Перевод допускается если:

  • квартира расположена на первом этаже или выше, но помещения, расположенные непосредственно под ней, не являются жилыми;
  • вход в нее возможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к другим квартирам, или имеется техническая возможность оборудовать такой вход;
  • она не используется в качестве места постоянного проживания граждан;
  • право собственности не обременено правами каких-либо лиц (ипотека, аренда и т.д.);
  • квартира не отнесена к жилому помещению в наемном доме (ст. 91.16 ЖК РФ).

Таким образом, законодатель, разрешая перевод, учитывает интересы третьих лиц, в том числе собственников других квартир в доме, нанимателя, арендатора, залогодержателя квартиры.

Как перевести квартиру в нежилое помещение?

Порядок перевода квартиры в нежилое помещение установлен в ст. 23ЖК РФ. Соответствующими полномочиями наделены органы местного самоуправления. Перевод осуществляется в заявительном порядке.

Заявление о переводе может быть подано в муниципалитет как непосредственно, так и через многофункциональный центр (МФЦ). Решение по заявлению должно быть принято не позднее чем через 45 дней со дня его подачи.

На основании принятого решения заявителю в течение трех дней должно быть выдано уведомление о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение. Форма уведомления утверждена Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 № 502.

В случае если для использования квартиры в качестве нежилого помещения необходимо провести какие-то работы (ремонт, реставрация, реконструкция, переустройство, перепланировка), в уведомлении указывается перечень таких работ.

Квартира считается переведенной в нежилое помещение и может использоваться в качестве такового, со дня завершения работ, указанных в уведомлении.

Факт завершения работ удостоверяется актом комиссии, сформированной органом местного самоуправления. Акт приемочной комиссии может являться основанием для внесения изменений в сведения о квартире, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости (ГКН). Обязанность по направлению акта в ГКН для учета вновь обретенных характеристик, лежит на органе местного самоуправления.

Учитывая изложенное, разрешительным документом для использования квартиры в целях, не связанных с проживанием, является уведомление о переводе квартиры в нежилое помещение, а в случае производства необходимых для перевода работ, названное уведомление и акт приемочной комиссии.

Документы для перевода квартиры в нежилое помещение

Перечень документов необходимых для перевода квартиры в нежилое помещение содержится в ст. 23 ЖК РФ и является исчерпывающим.

Для перевода, заявитель (собственник квартиры) представляет в орган местного самоуправления:

  • заявление о переводе;
  • правоустанавливающие и подтверждающие право собственности документы на квартиру, или их нотариальные копии;
  • план квартиры с техническим описанием (технический паспорт);
  • поэтажный план дома;
  • проект переустройства (перепланировки) квартиры (в случае если переустройство (перепланировка) требуется для использования квартиры в качестве нежилого помещения).

При этом правоустанавливающие документы, план квартиры и поэтажный план дома представляются заявителем по желанию.

В случае если данные документы не были представлены, орган местного самоуправления самостоятельно запрашивает их в соответствующих инстанциях.

Закон не содержит требований к заявлению о переводе. Следовательно, заявление может быть совершено в произвольной форме. На практике, процедура оказания муниципальной услуги по переводу жилого помещения в нежилое устанавливается нормативными актами местного законодателя. В том числе утверждаются определенные формы заявлений о переводе, схемы взаимодействия с заинтересованными структурами, временные рамки приема граждан и т.д.

Правоустанавливающим документом на квартиру может быть договор (купля-продажа, дарение, мена, участие в долевом строительстве, приватизация и т.п.), судебный акт и т.п. Документом, подтверждающим владение квартирой на праве собственности, с июля 2016 года является выписка из ЕГРП.

Технический паспорт представляет собой текстово-графический документ, содержащий информацию о принадлежности и инвентаризационной стоимости квартиры, ее техническое описание и экспликацию.

Поэтажный план дома — составная часть технического паспорта дома. Подобно техническому паспорту на квартиру выполняется в виде графических изображений каждого этажа дома с описанием в экспликации.

Определения переустройства и перепланировки даны в ст. 25 ЖК РФ. Под переустройством понимается установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического и другого оборудования. Перепланировкой же называется изменение конфигурации квартиры. Проект переустройства (перепланировки) квартиры выполняется специализированной организацией по заказу собственника квартиры.

Представление перечисленных документов, оформленных надлежащим образом, является достаточным основанием для принятия решения о переводе квартиры в нежилое помещение.

Согласие жильцов на перевод жилого помещения в нежилое

Законом не предусмотрен отказ в переводе квартиры в нежилое помещение по причине несогласия собственников других квартир в доме.

Поскольку, не затрагиваются интересы других собственников и граждан, получение согласия общего собрания собственников, Товарищества собственников жилья (ТСЖ), управляющей организации или отдельных лиц, не требуется.

Частным случаем является присоединение к квартире части общего имущества в результате перепланировки. К примеру, для организации отдельного входа в квартиру будет использоваться земельный участок, на котором расположен дом, т.е. общее имущество. В такой ситуации, согласие всех собственников помещений в доме необходимо (ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).

ТСЖ обратилось в арбитражный суд к Администрации муниципального образования с заявлением о признании недействительным решения о переводе квартиры в нежилое помещение. В обоснование заявленных требований было указано, что предпринимателю Иванову в нарушение ст. 23

, ст. 26

, ст. 36

, ст. 40

ЖК РФ было выдано уведомление о переводе квартиры в нежилое помещение с устройством отдельного входа. Согласие собственников помещений в доме на перепланировку квартиры, при которой будет использоваться земельный участок, отнесенный к общему имуществу, не получено. Решением суда требования ТСЖ были удовлетворены.

Офис в квартире, не переводя ее в нежилое помещение

Основной принцип жилищного права заключается в использовании жилого помещения по назначению, т.е. для проживания. В то же время законом не запрещается использовать квартиру для профессиональной или предпринимательской деятельности (ст. 17 ЖК РФ).

Основные условия осуществления такого рода деятельности следующие:

  1. Проживание в квартире на законных основаниях (собственность, наем, аренда и т.д.).
  2. Соблюдение прав и законных интересов соседей.

Не нарушая названных условий, гражданин может организовать в квартире офис.

Перевод квартиры в нежилое помещение в данном случае не потребуется.

Примеров профессиональной деятельности, организованной в квартире, предостаточно. Сюда следует отнести изобразительное искусство, репетиторство, перевод и набор текстов, создание программ для ЭВМ, ремонт мелкой бытовой техники и т.п.

Исходя из судебной практики можно отметить следующее. В силу п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения единоличного исполнительного органа этого лица. Местонахождение исполнительного органа (директора) юридического лица может не совпадать с местом осуществления деятельности этим юридическим лицом. С учетом этих обстоятельств, Высший Арбитражный Суд РФ признал не противоречащей закону регистрацию юридических лиц в квартире по месту жительства директора.

Закон содержит прямой запрет на размещение в жилом помещении промышленного производства. Однако, возможна ситуация, когда гражданином производятся какие-то товары, без ущерба интересам соседей. Такой вариант производства имеет право на существование и вряд ли требует перевода квартиры в нежилое помещение.

Заключение

Институт перевода жилого помещения в нежилое не нов для российского права и известен еще по Жилищному кодексу РСФСР 1983 года. Уже тогда, в эпоху перестройки, не исключалась возможность организации небольшого бизнеса у себя в квартире.

Сегодня, законодателем определены условия перевода, перечень необходимых документов, сроки и порядок рассмотрения обращения. Следует обратить внимание на возможность оспаривания в суде отказа в переводе, что является своего рода гарантией реализации данного права.

Вопрос

Осуществление профессиональной деятельности в квартире

Сосед организовал ремонт обуви в своей квартире. В результате, посетители сломали домофон, в подъезде постоянно намусорено, из квартиры доносится шум швейной машинки. Что делать?

Ответ

Вы вправе обратиться в региональную государственную жилищную инспекцию. Действия Вашего соседа образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.21

КоАП РФ.

Обзор главных понятий

Прежде чем проводить процедуру перепланировки, нужно понимать, что это такое, и на каких условиях осуществляется процесс. Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) содержит основные понятия процесса перепланировки, и указывает, чем отличается перепланировка от переустройства.

Согласно законодательным актам, перепланировка представляет собой масштабное внесение изменений в составляющие здания конструкции и их площадь. Так, во время перепланировки могут изменить высоту и конфигурацию пола, потолка, сместить вход/выход, снести, устроить или переустановить несущие стены и т.д.

Переустройство же подразумевает внесение незначительных изменений, которые затрагивают техническое, инженерное, инженерно-техническое, санитарно-техническое, электрическое оборудование и т.д.

Алгоритм перепланировки нежилого помещения

Алгоритм при оформлении перепланировки нежилого имущества содержит следующий порядок действий:

  1. Получение разрешения на строительные работы.
  2. Получение технического плана.
  3. Посещение государственного реестра недвижимости.

Важные замечания по этапам

Для помещений, расположенных в нежилых зданиях, согласие на переустройство можно получить, предоставив техническое заключение. Этот документ содержит графические и текстовые элементы, описывающие техническое состояние здания. Такое заключение может выдать любая организация, деятельность которой направлена на проектирование.

Для получения технического плана следует обратиться в проектную организацию с пакетом необходимых документов.

Посещение государственного реестра недвижимости необходимо для того, регистрации итоговых изменений перепланировки в данное учреждение. При себе владелец нежилого имущества должен иметь технический план, но только на таком съёмном носителе, как диск.

Процесс согласования

Проводить изменения в опорных конструкциях любого здания, будь то жилое или нежилое помещение, запрещается без предоставления законно оформленного согласия. Получить такой документ можно при обращении в соответствующие государственные органы РФ. Ими выступает БТИ.

Разрешение на переустройство нежилого имущества выдают при предоставлении проектной документации, которую разрабатывает любая компания про проектированию, входящая в число СРО.

Получить согласование на перепланировку можно, собрав такой пакет документов: заявление, документы о праве на собственность, копии учредительных документов, согласие на ремонтные действия от управляющего зданием, документы, полученные в бюро технической инвентаризации, разрешение на изменения функционального назначения помещений.

После предоставления перечисленного комплекта документации, БТИ рассматривает заявление в течение 30 рабочих согласно трудовому законодательству дней. При соответствии документов санитарно-техническим, нормативно-правовым и строительным требованиям органы выдают разрешение на переустройство нежилого имущества.

Прочие детали

При оформлении процесса переустройства владельцу нежилого помещения следует учитывать такие условия:

  • самовольная перепланировка запрещена законодательством РФ;
  • недопустимы ремонтные действия, которые блокируют доступ к инженерно-техническим коммуникациям и помещениям общественного пользования;
  • запрещены физические повреждения опорных конструкций здания.

В том случае, если нежилое помещение перестраивается в продуктовый магазин, владельцу следует обеспечить его вентиляционной системой. При нахождении помещения на втором этаже многоквартирного дома, необходимо убедиться в том, что нижний этаж не является жилым. Любое жилое и нежилое помещение должно быть оснащено средствами противопожарной защиты и планами эвакуации.

Средняя стоимость

В 2019 году действуют следующие примерные цены на переустройство нежилых помещений:

Название этапа процедуры Цена в рублях
Техническое заключение 25 тыс.
Архитектурно-строительные решения 15 тыс.
Конструктивные решения 15 тыс.
Электропроект 15 тыс.
Водопровод и канализация 15 тыс.
Отопление и вентиляция 15 тыс.
Кондиционирование 15 тыс.
Реконструктивные работы 15 тыс.
Технология 25 тыс.

Конкретная стоимость работ зависит от конкретных городов России Московской области и учреждений.

Ответственность

Самовольное переустройство нежилого помещения без уведомления о процессе соответствующих органов подвергает владельца имущества ответственности.  За совершенный проступок он будет обязан выплатить штраф в размере до 2,5 тыс. руб.

Иногда встаёт вопрос, нужно ли возвращать прежнюю планировку здания. Да, но суд может предложить узаконить новую.

Таким образом, проводить процедуру перепланировки или переустройства необходимо только в соответствии с положениями Жилищного Кодекса РФ.

Перепланировка и переустройство жилых помещений

Перепланировка и переустройство жилых помещенийЖК РФ про перепланировку и переустройство жилых помещений могут быть оформлены с помощью МФЦ, которые есть практически в каждом городе РФ.

Подробнее про перепланировку арендуемого нежилого помещения в нежилом здании мы расскажем в этой публикации.

С чего начать перепланировку квартиры — смотрите далее.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат

  2. Позвоните на горячую линию:

    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92

    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28

    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Кому на ЕНВД можно будет не пользоваться онлайн-кассами до 1 июля 2019 года

Законопроектом 186057-7 Госдума РФ приняла поправки (ССЫЛКА) в статью 7 федерального закона (ФЗ) №290-ФЗ от 03.07.16, которые должны будут продлить отдельным категориям лиц право не использовать до 1-го июля 2019 года онлайн-кассу. К этим «счастливчикам» относятся фирмы и предприниматели, которые являются плательщиками налога ЕНВД и занимаются теми видами деятельности, какие указаны в пп.1-5 и в пп.10-14 п.2 налоговой статьи 326.26.

Но им предоставляется отсрочка до 01 июля 2019 года при условии, что:

  • они будут выдавать по требованию клиентов документы, подтверждающие прием денежных средств;
  • порядок выдачи этих документов и сами документы будут соответствовать нормам старой редакции закона №54-ФЗ (т.е. до 03.07.16 г.). Напомним, что данные документы согласно старой редакции закона №54-ФЗ выдавались только при расчетах наличными и (или) платежными картами. Значит, и право не использовать онлайн-кассы до 1 июля 2019 года распространяется исключительно на эти виды расчетов, которые будут производиться в рамках льготных видов деятельности.

Наглядную таблицу со сроками перехода на онлайн-кассы можно скачать ЗДЕСЬ (файл PDF).

Кроме того, не стоит забывать, что указанные в пп.1-5 и в 10-14 п.2 налоговой статьи 326.26 виды деятельности включают в себя и услуги. Для них новый законопроект тоже предусматривает право до 1 июля 2019 года не использовать в расчетах онлайн-кассу. Но при условии, что:

  • в рамках тех видов деятельности, которые относятся к услугам и оказываются только физическим лицам (простым гражданам и ИП), юрлица и ИП выдают своим клиентам бланки строгой отчетности;
  • сами БСО отвечают требованиям старого закона №54-ФЗ;
  • БСО выдается в обязательном порядке, даже если клиент его не требует, и только на ту часть выручки, какая вносится наличными и (или) с помощью платежных карт за услуги.

Очень важно также отметить, что по всем этим видам деятельности ИП и юрлицу можно получить отсрочку в применении онлайн-кассы до 1 июля 2019 года независимо от того, есть у них сотрудники или нет, оформленные по трудовым или гражданско-правовым договорам. Почему это так важно?

Дело в том, что новый законопроект ставит возможность применения или не применения ККТ в зависимость от наличия трудовых договоров.

Так, по новым правилам исключением будут являться организации и ИП, которые занимаются розничной торговлей и общепитом (видами деятельности, какие перечислены в пп.6-9 п.2 статьи 346.26 НК РФ). В частности, ИП смогут воспользоваться отсрочкой до 01 июля 2019 года, только если:

  • не имеют в рознице и общепите сотрудников, работающих по трудовым договорам. При этом наличие сотрудников, трудящихся по гражданско-правовым договорам в общепите или в розничной торговле, не является основанием для обязанности применения онлайн-кассы (согласно законопроекту 186057-7) ранее 01.07.2019 года;
  • производят расчеты наличными деньгами и (или) платежными картами в рамках розницы и общепита и по этим расчетам выдают по требованию покупателя документы с подтверждением платежа (квитанции, товарные чеки, и т.д.) или в обязательном порядке БСО. Реквизиты документов и основания их выдачи должны соответствовать старой редакции закона №54-ФЗ (до 03.07.16 г.).

Если же предприниматели, занятые розницей и общепитом, заключают для этих видов деятельности трудовые договоры с сотрудниками, то они будут обязаны в течение 30 календарных дней зарегистрировать онлайн-кассу. Однако, по логике нового законопроекта,  за ними все-таки сохраняется право отсрочки до 01 июля 2018 года.

Что касается организаций, занятых в рознице и являющихся плательщиками ЕНВД, то они независимо от наличия или отсутствия у них сотрудников, оформленных по трудовому договору для работы в этой отрасли, сохраняют за собой право отсрочки только до 01 июля 2018 года. И при условии, что выдают по требованию клиентов товарные чеки и иные подобные документы в старом порядке.

Те организации, которые работают в общепите и заключили трудовые договоры с сотрудниками, тоже будут обязаны установить онлайн-кассу, но после 01 июля 2018 года и при соблюдении ими старых условий работы с наличными расчетами и (или) через платежные карты. Если для работы в общепите организация не заключала с сотрудниками трудовых договоров, она может по логике нового законопроекта не ставить ККТ до 01 июля 2019 г.

Кто из предпринимателей на ПСН получит отсрочку до 01.07.19г.

Новый законопроект 186057-7 «дарит» отсрочку и тем предпринимателям, какие находятся на патентной системе налогообложения. Указанные лица до 01 июля 2019 года, если они заняты видами деятельности, перечисленными в пп. 1-15, 18-28, 30-44, 49-58, 60-63 п.2 ст.346.43 НК РФ, могут не устанавливать онлайн кассу. Но при соблюдении следующих условий:

  • расчеты с клиентами производятся деньгами и (или) платежными картами;
  • выдаются по первому требованию клиента документы с подтверждением расчета;
  • сами документы соответствуют требованиям старой редакции закона №54-ФЗ.

Кроме того, не стоит забывать, что указанные в пп. 1-15, 18-28, 30-44, 49-58, 60-63 п.2 ст.346.43 НК РФ виды деятельности включают в себя и услуги. Для них новый законопроект тоже предусматривает право до 1 июля 2019 года не использовать в расчетах онлайн кассу. Но при условии, что:

  • услуги оказываются только обычным гражданам и ИП;
  • в рамках тех видов деятельности, которые относятся к услугам, юрлица и ИП выдают своим клиентам бланки строгой отчетности;
  • сами БСО отвечают требованиям старого закона №54-ФЗ;
  • БСО выдаются в обязательном порядке, даже если клиент их не требует, и только на ту часть выручки, какая вносится наличными деньгами и (или) через платежные карты.

Так же после вступления законопроекта 186057-7 в силу стоит «проследить» за следующими видами деятельности:

  • ремонт и окраска обуви (пп.2 п.2 ст.346.43 НК РФ);
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей (пп.5 п.2 ст.346.43);
  • продажа изготовителем изделий народных художественных промыслов (пп.20 п.2 ст.346.43);
  • услуги по вспашке огородов и распиловке дров (пп.21 п.2 ст.346.43).

Дело в том, что по новому закону 54-ФЗ (п.2 статьи 2) эти виды деятельности именно в такой трактовке, в какой они указаны выше, освобождены от применения онлайн-кассы вообще! А вот законопроект 186057-7 предусматривает для них отсрочку по установке кассы. Поэтому следует выяснить, судьбу этих отраслей.

Важно отметить, что для получения отсрочки в установке онлайн кассы до 2019 г. для всех вышеуказанных видов деятельности не имеет значение наличие или отсутствие у предпринимателя на ПСН сотрудников, оформленных по трудовому договору.

Также данную отсрочку получают еще и те предприниматели, которые соблюдают требования старого ФЗ №54-ФЗ и одновременно:

  • занимаются видами деятельности, перечисленными в пп.45-48 п.2 ст.346.43;
  • и не имеют сотрудников, с которыми заключен трудовой договор для работы в этих видах деятельности. При заключении хотя бы одного трудового договора, такой ИП по новым правилам будет обязан в течение 30 календарных дней с даты заключения договора зарегистрировать онлайн кассу.

Что касается предпринимателей на ПСН, которые осуществляют виды деятельности, перечисленные в пп.16, 17, 29 и 59 п.2 ст.346.43 НК РФ, то они освобождены от необходимости устанавливать онлайн кассу вообще (п.2 статьи 2 нового закона №54-ФЗ). К этим видам деятельности относятся:

  • услуги по присмотру и уходу за детьми и больными, за престарелыми и инвалидами;
  • услуги носильщиков на ж/д и автовокзалах, в аэропортах, морских и речных портах;
  • прием стеклопосуды и вторсырья (исключение металлолом, драгметаллы и драгоценные камни).

Но и тут есть свои нюансы, которые оговаривает для этих видов деятельности новый закон №54-ФЗ, в частности:

  • если предприниматель использует при расчете автоматическое устройство для

расчетов, то на него не распространяется освобождение от установки онлайн-кассы (п.8);

  • если предприниматель работает в отдаленной или в труднодоступной местности, он обязан по требованию клиента выдавать документ, подтверждающий совершенный платеж. Реквизиты этого документа должны соответствовать требованиям, указанным в п.3 ст.2 нового закона №54-ФЗ.

Касается ли отсрочка до 2019 года тех, кто применяет УСН или ОСН?

Да, на организации и предпринимателей, применяющих УСН или ОСН и оказывающих услуги, право не работать с онлайн кассой до 1 июля 2019 года тоже будет распространяться. Но при следующих условиях:

  • если оказываются услуги населению, т.е. любым физическим лицам, в том числе и предпринимателям;
  • если расчеты за оказанные услуги производятся наличными средствами и (или) через платежные карты;
  • если в процессе расчетов выдаются БСО в том порядке и с теми реквизитами, какие предписаны старой редакцией закона №54-ФЗ (до 03.07.16г.);
  • и независимо от наличия или отсутствия у предприятия и ИП сотрудников, оформленных по трудовым договорам.

Исключение составляют услуги общественного питания. В этой ситуации, если есть трудовые договоры с персоналом, то такие компании обязаны установить ККТ после 01 июля 2018 года.

Выводы

  1. Юрлица и ИП, занятые в общепите, если заключили с сотрудниками трудовые договоры, должны установить онлайн-кассу после 01 июля 2018 года.
  2. Юрлица, занятые в розничной торговле и применяющие ЕНВД, вне зависимости от наличия или отсутствия трудовых договоров с персоналом должны поставить ККТ после 01 июля 2018 года.
  3. ИП, занятые в рознице и применяющие ПСН или ЕНВД, если заключили трудовые договоры с персоналом, сохраняют отсрочку на установку ККТ до 01 июля 2018 года.
  4. Для всех остальных видов деятельности важно будет соблюдать старые правила оформления расчетов с наличными деньгами и (или) платежными картами, которые прописаны в редакции закона №54-ФЗ до 03 июля 2016 г. Тогда можно будет воспользоваться правом не применять онлайн кассу до 01 июля 2019 года.
  5. Новый законопроект лишь вносит дополнения в статью 7 закона №290-ФЗ от 03.07.2016 года, а не отменяет ее действующие сегодня положения. А значит, если предприятие или ИП соответствуют требованиям законопроекта на момент его вступления в силу, они смогут воспользоваться отсрочкой до 01 июля 2019 года либо получат ее только до 01 июля 2018 года. Тем более, эта дата новым законопроектом не отменяется.

И еще один важный момент: отсрочку до июля 2019 года смогут получить и те предприниматели, которые занимаются продажами через торговые автоматы, но не заключали со своими сотрудниками трудовые договоры.

Совершенно бесплатно проверить компанию по ИНН  в налоговой службе можно на её официальном сайте.

Те, кто посмотрит небольшой обзор сервиса Моё дело сами решат для кого он будет полезен.

В как случаях пишется и как правильно оформляется https://delat-delo.ru/organizatsiya-biznesa/oformlenie/deloproizvodstvo/kak-napisat-dokladnuyu-zapisku.html докладная записка.

Готовые бизнес-планы по различным направлениям деятельности можно выбрать и скачать — ЗДЕСЬ >>>

ОФД, ЭЦП, онлайн-кассы, бухгалтерия и другие полезные сервисы для предпринимателей — ОЗНАКОМИТЬСЯ СО ВСЕМ СПИСКОМ МОЖНО ЗДЕСЬ >>>

Выбор терминалов для приема банковских карт и выгодный эквайринг ЗДЕСЬ >>>