Самые важные моменты приказа ГИБДД под номером 185

  • Если инспектор обладает сведениями о том, что автомобилист причастен к какому-либо правонарушению или находится в розыске;
  • Если ТС имеет в своем составе средства, которые могут представлять даже теоретическую опасность для других участников ДД;
  • Если инспектор имеет данные о том, что ТС находится в угоне, розыске или было использовано для совершения какого-либо преступления;
  • Если лица, находящиеся в авто, могли стать свидетелями провонарушения и их показания могут принести пользу и помочь следствию;
  • Если инспектор хочет использовать водителя в качестве понятого;
  • Если ТС автомобилиста необходимо инспектору на данный момент (подобные случаи подробно расписаны в Законе о полиции РФ);
  • Если на данный момент в населенном пункте проходят определенные мероприятия по поимке преступника или проверке личности водителей и перевозимых ими грузов.

Содержание

Административный регламент ГИБДД в 2019 году

Административный регламент ГИБДД

Утро. Практически пустая трасса. 2000 кубиков чистой мощи под капотом. Педаль газа до упора в пол. На спидометре закончились цифры. Ни с чем несравнимое чувство свободы, и вдруг, взмах полосатой палочки. Знакомая ситуация, правда? Каждый водитель сталкивался с ней хотя бы раз в своей жизни. И вот тут, после взмаха палочки, и будничного «Инспектор Иванов. Нарушаем товарищ, водитель» — начинается ваше общение с инспектором ГИБДД.

Дополнительно рекомендуем изучить, что такое ДПС и что является стационарным постом Госавтоинспекции.

В такой ситуации водители начинают вести себя по-разному. Кто-то, заранее чувствуя себя виноватым и прибывая в плену иллюзий о повальной коррумпированности сотрудников ДПС, лихорадочно ищет в своём кошельке открытку с изображением красивого города Ярославля, с намерением подарить её инспектору, тем самым пытаясь наладить позитивный диалог.

Кто-то, напротив, будучи человеком не очень позитивным, достаёт свой гаджет, включает режим видеозаписи и пытается наладить диалог с позиции силы (зачастую нарываясь на ответную агрессию). В результате этого, рождается ролик, пополняющий нескончаемый плей-лист ютуба.

Кто-то начинает лихорадочно звонить своему адвокату (кстати, не самый худший вариант).

Специально для таких (и не только) случаев, Министерство Внутренних Дел выпустило специальный регламент, конкретно приказ № 185. Данный нормативно-правовой акт, до недавних пор, регламентировал общение сотрудника ГИБДД с водителем в вышеописанной ситуации. Почему до недавних пор? Потому, что 23 августа 2017 года, вышел новый приказ, № 664, усовершенствованный и дополненный. И в этой статье, мы попытаемся проанализировать, в чём конкретно проявляются эти усовершенствования и дополнения, и чем они обернутся для автолюбителя.

Основные позиции приказа №185 ГИБДД РФ

Итак, фактически, приказ МВД № 185 от 02.03.2009 включает в себя 270 статей с подпунктами. Он разъясняет права и обязанности сотрудников ГИБДД при их непосредственном взаимодействии (общении) с водителями и пешеходами при осуществлении правоохранительных функций МВД в сфере безопасности дорожного движения. Основные вопросы, которые затрагивает данный приказ:

  1. Даёт определение участника дорожного движения.
  2. Приводит перечень требований к внешнему виду сотрудника ГИБДД.
  3. Разъясняет, кто конкретно вправе контролировать безопасность дорожного движения.
  4. Даёт полный регламент полномочий сотрудников ГИБДД.
  5. Разъясняет порядок взаимодействия сотрудника ГИБДД и пешехода или водителя.
  6. Перечисляет условия, при которых возможно проведение осмотра / обыска / досмотра ТС. Порядок освидетельствования водителя на алкоголь и наркотики. Определяет причины для остановки сотрудником ГИБДД автомобиля. И определяет один из самых спорных и конфликтных моментов в общении сотрудника ГИБДД и водителя – ситуации, в которых инспектор имеет право потребовать водителя покинуть его ТС.
  7. Ну и также даётся определение тому, какими техническими средствами может пользоваться сотрудник ГИБДД для контроля дорожной обстановки, какие требования предъявляются к этим техническим средствам.
  8. Ну и немаловажный вопрос, кто контролирует деятельность сотрудников ГИБДД при исполнении своих обязанностей. Проще говоря, куда звонить и кому жаловаться на того или иного инспектора, если считаете что ваши гражданские права наглым образом нарушены.

Затронем чуть более подробно самые основные моменты. Внешний вид – сотрудник должен быть одет по установленной форме, иметь световозвращающий жилет с надписью ГИБДД / ДПС и нагрудный жетон с уникальным номером. При остановке водителя, гаишник должен представиться (назвать своё имя, фамилию, отчество и должность) приложив правую руку к головному убору (отдать честь). По требованию гражданина, полицейский должен предъявить свое служебное удостоверение (но не путайте, по требованию, а не махать «корочкой» перед всеми без исключения), не в режиме «открыл-закрыл, никто ничего не заметил», а дабы гражданин успел прочитать, а при необходимости переписать данные автоинспектора.

Основные позиции приказа

Далее, общение с гражданином осуществляется исключительно на Вы, в вежливой и корректной форме. Кроме того, автоинспектор не должен торопить водителя выполнять свои исключительно законные требования. Водитель – существо ранимое, с нежной душевной организацией, легко входящее в состояние стресса. Одним словом, нужно дать ему время, прийти в себя от неожиданной ситуации — общения с представителем власти, дать время освоиться, почувствовать душевный комфорт, достигнуть нирваны.

Подразумевается, что автоинспектор может несколько раз озвучить требование, прежде чем водитель его выполнит. Но водитель в свою очередь не должен забывать, что законные требования сотрудника ГИБДД, выполнять необходимо обязательно, ибо он – представитель власти.

Также полицейский должен пояснить водителю причину остановки его транспортного средства и свои требования к действиям водителя, при этом, не забывая о корректности. Кроме того, сотрудник ГИБДД вправе осуществлять фото и видео фиксацию как самого водителя так и принадлежащего ему автомобиля. Ровно как и самому водителю абсолютно не возбраняется проводить те же самые действия.

Кроме того, разъясняется что должен делать сотрудник ГИБДД при общении с гражданином по телефону. Здесь порядок общения тот же, т.е. представился (ФИО) и определил свою принадлежность к подразделению ГИБДД. Далее проконсультировал гражданина по вопросу, с которым тот обратился, в пределах своей компетенции. Если полицейский ввиду своей должности не может предоставить гражданину полноценной консультации, он должен пояснить, кто полномочен предоставить интересующую гражданина информацию. А также помочь связаться с этим компетентным сотрудником.

Не хочу вводить в заблуждение тех водителей, которые считают, что вежливо и корректно обязаны общаться только с ними. Вы также обязаны общаться корректно и уважительно с сотрудниками ГИБДД да и прочих правоохранительных или правоприменительных органов. В случае если вы будете некорректны, или не дай бог, оскорбите представителя власти, для вас может наступить ответственность по ст. 319 УК РФ. И хотя наказание, предусмотренное этой статьей, не внушает особого трепета, однако, во-первых – есть возможность получить реальное лишение свободы, а во-вторых – подобное преступление относится к классу преступлений против государства. Такое пятно на биографии совсем не добавит вам популярности в обществе.

Положительные стороны приказа №185 ГИБДД РФ для водителей

Рассмотрим основные положительные моменты данного документа:

  1. Водитель имеет право не садиться в автомобиль автоинспектора. Тем самым осуществляется борьба с коррупцией.
  2. Водитель имеет право осуществлять фото и видеофиксацию самого процесса общения с автоинспектором.
  3. Строго регламентированы причины остановки, досмотра автомобиля.
  4. Существует запрет эвакуации автомобиля, в случае если автолюбитель появился до того, как эвакуатор тронулся с места.
  5. Сотруднику ГИБДД запрещено изымать госномер автомобиля без составления протокола
  6. У водителя при любой непонятной для него ситуации, или подозрении на противоправные действия сотрудника полиции, есть возможность связаться с его руководством. Кстати запомните, с кем вы можете связаться: местное, районное или региональное отделение ГИБДД. Номера телефонов остановивший вас сотрудник должен предоставить по первому вашему требованию.
  7. Адвоката для своей защиты можно привлечь с момента составления протокола.

Отрицательные стороны приказа №185 ГИБДД РФ для водителей

На самом деле, данный документ практически не имеет негативных сторон для водителя. Конечно в том случае, если он не нарушал ПДД, не находится в федеральном розыске, в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, не бросался на автоинспектора с намерением откусить ему погон или оскорбить.

Наоборот, данный приказ чётко регламентирует и разграничивает как деятельность представителя власти, так и автолюбителя, давая обеим сторонам чёткие права и обязанности. Есть, конечно, некоторые огрехи. Но, положа руку на сердце, давайте признаемся, все российские нормативно-правовые акты имеют эту «болезнь».

Новый административный регламент ГИБДД в 2019 году

Новый административный регламент ГИБДД

23.08.2017 года вышел новый приказ МВД РФ за номером 664. Данный приказ заменил собой устаревший. Рассмотрим подробней, что именно изменилось.

Что изменилось согласно регламенту №664?

Изменения в новом приказе носят скорее стилистический и орфографический характер, т.е. изменены некоторые несущественные моменты. Однако есть стороны, представляющие определенный интерес. На них остановимся чуть подробнее.

  1. Изменения указаны в 107 пункте нового регламента. Речь идет об изменении причин проверки документов. В новом приказе слово «водителей» заменено на слово «граждан». То есть документы могут проверить также и у вашего пассажира, да и у пешехода. Также с принятием нового документа поднимался вопрос, и разгоралась жаркая дискуссия по поводу отмены ориентировок, как причины остановки и проверки документов. Однако, внимательно ознакомившись с

    пунктами 

    106 и 107, вы заметите, что ориентировка как причина для остановки и проверки документов никуда не делась. И все домыслы на эту тему и сотрясения воздуха, таковыми и остаются.

  2. Еще одно изменение, вызвавшее бурную дискуссию в соцсетях и метание громов и молний, касается изменений в правилах применения взысканий касаемо судей. Те самые крики о том, что пьяным судьям теперь всё можно. Тут необходимо внести некоторую ясность. Дело в том, что инспектор и ранее не мог применить к судье меры взыскания или наказания в прямом юридическом смысле. Инспектор ранее мог заставить судью продолжить движение вне транспортного средства, в том случае, если последний находился в состоянии алкогольного опьянения или же совершил преступление или правонарушение с участием ТС. Однако это ни в коем случае не наказание. Дело в том, что порядок наказания судей (ровно как и определение их виновности), лежит исключительно на судебной ветви власти. Судьи находятся в определённой законной «неприкосновенности» и порядок наказания судьи несколько отличается от порядка наказания стандартного гражданина. Неприкосновенность судьи обусловлена Конституцией РФ (основным законом нашей страны), а также Федеральным Законом «О судебной системе» и иных ФЗ, а также в Кодексом судейской этики. В нашем государстве действует 2 вида нормативно-правовых актов: законы и подзаконные акты. Законы – главенствуют над подзаконными актами. То есть любой приказ МВД, хоть №185, хоть №664, хоть №3822, являясь менее значимым с юридической точки зрения НПА, не отменит действие вышеупомянутых законов и не может противоречить им. Ну а о том, как изменить Конституцию или иные законы, в случае если берет Че Гевары надевать нет желания, мы расскажем в следующий раз.
  3. Остальные изменения для водителей интереса не представляют и несут скорее смысловую нагрузку. Правда есть и интересный момент в плане юмора. Например, убрана норма заполнения протокола исключительно шариковой ручкой. Теперь если инспектор вручит протокол написанный гусиным пером с кровью вместо чернил или нацарапанный химическим карандашом (знаете такие были популярны во время Великой Отечественной Войны, их еще слюнявить нужно было), не удивляйтесь – всё в соответствии с буквой закона.

Какие права сотрудников ГИБДД содержатся в регламенте?

Права сотрудников ГИБДД

Данный вопрос рассматривается в пункте 6 нового подзаконного акта. Разберём по пунктам. Сотрудник ГИБДД имеет право:

  1. Потребовать от правонарушителя прекратить совершать противоправные действия.
  2. Проверять документы удостоверяющие личность граждан (не только водителей), а также проверять у граждан и организаций лицензию (разрешение) на осуществление определенной деятельности (ЧОПы всякие и т.д.)
  3. Вызывать граждан в полицию в связи с проверкой по административным делам.
  4. Запрашивать любую информацию (в т.ч. – персональную) из организаций.
  5. Патрулировать в населенных пунктах и общественных местах, а также использовать другие методы поддержания общественного порядка (так что не надейтесь что вас не могут остановить вне стационарных пунктов, очень даже могут).
  6. Разогнать любителей поглазеть на ДТП и прочие места преступлений и правонарушений.
  7. Оформлять административные правонарушения.
  8. Доставлять граждан в органы внутренних дел.
  9. Направлять и доставлять на медицинское освидетельствование.
  10. Осуществлять личный досмотр граждан, их вещей, а также транспортных средств.
  11. Останавливать транспортные средства и проверять все необходимые документы.
  12. Задерживать транспортные средства.
  13. Осуществлять аудио, фото и видео фиксацию.
  14. Для пресечения преступлений использовать транспортные средства граждан и организаций.

Дополнительно рекомендуем изучить, что такое ДПС

и что является стационарным постом Госавтоинспекции.

Все эти действия могут осуществляться только при наличии ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЙ!

В какой ситуации сотрудник ГИБДД может требовать остановки автомобиля?

Остановка авто

Перечень подобных ситуаций подробно изложен в статье 84 нового приказа. Итак:

  1. Если отмечаются признаки нарушений препятствующих безопасному движению.
  2. В случае наличия ориентировки.
  3. Необходимость опроса водителя в качестве свидетеля или понятого.
  4. Необходимость использования вашего автомобиля в оперативных целях.
  5. Временная остановка для обеспечения безопасности движения или пропуска спецавтомобилей.
  6. Для привлечения вас в качестве «добровольного» помощника полиции.
  7. Проверка документов.

Подробнее о том, кто может остановить транспортное средство

, читайте на нашем сайте.

Когда сотрудник ГИБДД может потребовать выйти из машины?

В данной ситуации, необходимо в первую очередь ориентироваться на то, что исходит от представителя власти: просьба или требование. С просьбой, думаю понятно, как вежливый человек – вы естественно можете согласиться, ну а можете и не согласиться. Что касается требования, то ориентируясь на 180 и 207 статьи приказа, причин для того, чтоб вы покинули свой автомобиль существует только 2: применение к вам досмотра и административного задержания (не путать с фактическим). Применение последнего, законно только в случае подозрения в совершении вами административного правонарушения или уголовного преступления.

Ответственность водителя за несоблюдение требований сотрудника ГИБДД

В случае если вы отказываетесь подчиняться законным требованиям сотрудника, ответственность предусмотрена ст. 19.3 КоАП РФ. Санкция по данной статье предусматривает наказание как в виде штрафа, так и административного ареста сроком на 15 суток.

Заключение

Итак, мы рассмотрели приказ № 664, заменивший собой приказ № 185. Данный документ регламентирует взаимоотношения возникающие между автоинспектором и гражданами, в области дорожного движения.

Что хотелось бы сказать напоследок. Самый верный способ не оказаться в поле зрения сотрудника ГИБДД – это не нарушать ПДД. Ну а если Вы все же оказались в конфликтной ситуации с сотрудниками полиции, не стесняйтесь. Смело обращайтесь к профессиональной юридической помощи. Не стоит тратить нервные клетки на выяснение совсем не нужных отношений. Мы сделаем это за Вас с гораздо большим КПД. Удачи Вам на дорогах!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд

(4 оценок, среднее: 3,25 из 5)

Загрузка…

Новый регламент ГИБДД разрешает устраивать засады на дорогах в особых случаях

МОСКВА, 17 октября. /ТАСС/. Новый административный регламент ГИБДД, предусматривающий правила поведения сотрудников Госавтоинспекции при остановке автомобилей вне стационарных постов, вступает в силу с 20 октября. Одним из нововведений станет то, что теперь сотрудники полиции смогут останавливать машины, находясь в засаде, но, согласно документу, сделать это смогут только в особых случаях.

«В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети», — говорится в документе, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации.

В свою очередь эксперт в области автомобильного движения Игорь Моржаретто сообщил ТАСС, что такие засады используются во всех странах мира. «В принципе, засады [полицейские] используют везде, но должна быть цивилизованная засада, а не когда сотрудник ГИБДД пулей вылетает из кустов с жезлом с требованием остановиться. Все должно быть в меру и должно иметь свое логичное объяснение. То есть, если автомобиль стоит в кустах, то это для чего-то делается, а не просто так», — сказал он.

В остальных случаях патрульный автомобиль должен быть хорошо виден для участников дорожного движения.

Кроме того, из новых сводов правил исчез пункт о том, что участники дорожного движения имеют право в случае конфликтных ситуаций снимать сотрудников Госавтоинспекции на камеру. Как пояснил Моржаретто, это не означает, что наступил запрет на съемку.

«Запрета на видеосъемку в регламенте нет. Да, раньше был пункт, который разрешал снимать, но сейчас он ушел. Дело в том, что регламент разработан только для сотрудников ГИБДД. Что касается граждан, то в других документах, таких как Гражданский кодекс и закон «О полиции» прописано, что гражданин может снимать свое общение с полицией», — сказал Моржаретто.

Автоинспекторы смогут останавливать автомобили везде

Согласно новому регламенту, определять местоположение патрульного автомобиля будет руководитель подразделения ДПС. «Место, время формы и методы осуществления надзора за дорожным движением сотрудниками определяются руководителем подразделения ДПС», — говорится в документе. Вместе с тем там отмечено, что сигналы для остановки сотрудником ГИБДД должны даваться четко и быть понятны для всех участников дорожного движения.

В документе прописано, что сотрудники Госавтоинспекции должны себя вести крайне вежливо с нарушителями правил дорожного движения и так же вежливо объяснять им суть остановки. «Разъяснение участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования правил дорожного движения и других нормативных правовых актов», — отмечено в регламенте.

Водители в свою очередь должны предъявлять документы без обложки и удерживающих устройств, таких как цепочка, за которую некоторые водители цепляют права, чтобы их не забрал инспектор для проверки в патрульную машину. Если сотрудник ГИБДД попросит водителя выйти из машины, то согласно новым правилам он обязан будет это сделать.

Помоги инвалиду перейти дорогу

Также с 20 октября сотрудники ГИБДД обязаны помогать водителям в организации транспортировки сломавшегося автомобиля, а детям и инвалидам — переходить дорогу и улицы. «С учетом конкретной ситуации и конкретных обращений сотрудник содействует участникам дорожного движения: в организации транспортировки поврежденных транспортных средств, охране имущества лиц, пострадавших в результате преступных и иных противоправных посягательств и доставленных в медицинские организации, а также в переходе инвалидами и детьми улиц и дорог», — говорится в документе.

Новый регламент дарит живое общение

По мнению президента экспертного центра «Движение без опасности» Натальи Агре, новый административный регламент поможет общению автоинспекторов и водителей. Как она сообщила ТАСС, многие водители недовольны, что вместо сотрудников ГИБДД во многих местах установлены камеры фото- и видеофиксации.

«Если посмотреть на цифры и говорить о системах фотовидеофиксации, то да, в этом месте снижается количество ДТП на 30%. Однако во многих исследованиях, в том числе которые проводятся совместно с ВЦИОМ, мы видим как люди относятся к системам фотофиксации и какие им приходят повышенные штрафы», — сказала она, отметив, что человек в форме на дороге воспринимается участниками дорожного движения намного лучше, чем камеры.

Агре добавила, что между водителями и автоинспекторами должно быть живое общение. «Сейчас отношение к сотрудникам [ГИБДД] стало намного лучше, потому что они объективно лучше защищают нас на дорогах. На самом деле, здесь важно не только то, что инспекторы выписывают штраф, но и то, что они смогут дать совет и обратить внимание на какое-то нарушение, дав разъяснение на эту тему. Важны советы и на это делается серьезная установка», — подчеркнула эксперт.

МВД ранее по поводу нового регламента поясняло, что остановка автомобилей вне стационарных постов позволит повысить профилактическое воздействие на участников дорожного движения. Места для размещения нарядов ДПС будут определяться после анализа аварийности на трассе в конкретной местности, выявления потенциально опасных участков улично-дорожной сети, а также с учетом возникающих осложнений дорожно-транспортной и оперативной обстановки.

Поправки в регламент ГИБДД от 8 февраля 2018 года

8 февраля 2018 года вступили в силу поправки в новый регламент ГИБДД — теперь автоинспекторам запрещено штрафовать судей и добиваться ареста водителей, отказавшихся предоставить свой автомобиль полицейским. Кроме того, изменился перечень оснований для остановки водителя, а инспекторам разрешили писать гелевыми ручками. Все подробности — далее.

8 февраля 2018 года вступил в силу приказ МВД № 948 «О внесении изменений в Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664» от 21 декабря 2017 года. Этот документ вносит поправки в регламент ГИБДД, вступивший в силу совсем недавно, в октябре 2017 года, сообщает портал Avtospravochnaya.com .

ГИБДД запретили штрафовать судей

Сотрудники ГИБДД теперь не имеют права отстранять от управления автомобилем и направлять на освидетельствование на состояние опьянения судей. Соответствующие изменения внесены новый регламент работы ГИБДД, который был принят только в октябре 2017 года. Если в прежней редакции регламента было сказано, что в случае совершения судьей правонарушения на дороге инспектор общается с ним как с рядовым водителем (может отстранить от управления машиной, провести освидетельствование на состояние опьянения и применить иные меры обеспечения), то теперь все это запрещено. Даже обычный протокол за нарушение в отношении судьи составить нельзя.

Такой же порядок действовал ранее (и продолжает действовать) при общении ГИБДД с прокурорами — инспектор может лишь составить рапорт с изложением сути нарушения, допущенного прокурором, передать его руководителю, который, в свою очередь, передаст материалы в надзорное ведомство.

Запрет ареста водителя за отказ предоставить автомобиль

Эта поправка касается ситуаций, когда автоинспектору требуется воспользоваться автомобилем стороннего лица в служебных целях. Согласно действующим правилам, водитель должен предоставлять машину сотрудникам полиции, ФСО, ФСБ, медработникам, если это необходимо для пресечения преступлений, преследования преступников или подозреваемых либо для доставления в больницы граждан.

Согласно прежней редакции регламента ГИБДД в случае отказа водителя предоставлять машину, инспектор мог составить и направить в суд материалы по ст. 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции», что могло повлечь наказание в виде административного ареста.

В регламенте от 8 февраля 2018 года упоминание этой статьи убрали. Теперь в случае отказа предоставить автомобиль водителю грозит штраф 500 рублей (ст 12.25 КоАП РФ).

Изменения в правилах заполнения документов ГИБДД

Приказом уточнен также порядок заполнения автоинспекторами процессуальных документов. В старом регламенте говорилось, что это должно делаться «разборчиво, шариковой ручкой с наполнителем черного, синего или фиолетового цвета либо с использованием печатающего устройства».

В новом приказе упоминание именно «шариковой ручки» исчезло, но осталось требование к цвету чернил. Как ранее сообщал портал Avtospravochnaya.com , поправка связана с тем, что в зимнее время шариковые авторучки мерзнут, а гелевые и другие по регламенту положены не были. Теперь автоинспектор может писать любой ручкой, главное чтобы ее цвет соответствовал требованиям.

Основания для остановки водителя сотрудником ГИБДД

Также внесены поправки в основания для проверки документов. Напомним, согласно новому регламенту водителя для этого теперь могут остановить в любом месте, а не только на стационарных постах ДПС. Если раньше поводом для остановки могли быть «ориентировки либо данные, дающие основания подозревать водителя в совершении административного правонарушения или преступления», то теперь подозрения в совершении правонарушения поводом для остановки не являются.

Тем не менее, за ГИБДД по-прежнему закреплено право остановить машину в случае «выявления признаков нарушения», а также при «наличии повода к возбуждению дела о правонарушении». Так что, по факту меньше останавливать водителей на дорогах скорее всего не станут.

185 приказ ГИБДД с 20 октября изменили — теперь он под номером 664

С 20 октября 2017 года действует новый Приказ МВД № 664. Приказ 185 отменили и он больше не в силе. Приказ регламентирует работу сотрудников ГИБДД и разъясняет, каким образом должен вести себя сотрудник ГИБДД с водителями, какие права и какие обязанности он имеет.

Далее мы рассмотрим лишь самые популярные моменты, с которыми сталкиваются и которыми интересуются водители, так как текст приказа довольно объемный. Но вы можете полностью ознакомиться с документом по ссылке ниже.

Как должны себя вести сотрудники ГАИ

  • В разговоре с водителем сотрудник ГИБДД обязан быть вежливым, тактичным, объективным. Обязан обращаться к водителю на «Вы», свои замечания и требования должен излагать в понятной и вежливой форме, исключающей возможность недопонимания. Сотрудник ГИБДД должен сохранять спокойствие и проявлять выдержку.
  • При обращении к водителю сотрудник ГИБДД обязан представиться, назвать фамилию, звание, должность, затем должен проинформировать водителя о цели и причине обращения.
  • При остановке автомобиля сотрудник ГИБДД должен предъявить служебное удостоверение в развернутом виде, если поступит такое требование водителя.
  • Если к сотруднику ГИБДД обратились гражданин, то, выполнив вышеперечисленные требования к общению, сотрудник должен выслушать их, принять меры по заявлениям граждан или разъяснить, куда обращаться для разрешения вопроса.
  • Во всех без исключения случаях ограничения гражданина в его правах и свободах сотрудник ГИБДД должен разъяснить основания подобного ограничения, а также вследствие этого возникшие права и обязанности.
  • При остановке автомобиля сотрудник ГИБДД должен предъявить служебное удостоверение в развернутом виде, если поступит такое требование водителя.
  • Сотрудник ГИБДД обязан дать водителю разъяснения совершенного нарушения. Объяснение должно происходить ясно и убедительно, без нравоучений, сотрудник обязан привести ссылки на требования ПДД и иных нормативных правовых актов.
  • Если возникла конфликтная ситуация или у водителя появились претензии, то сотрудник ГИБДД по требованию водителя обязан дать информацию о порядке обжалования его действий.
  • Сотрудник ГИБДД по требованию водителя обязан сообщить телефон и местонахождение должностного лица или дежурного.
  • Сотрудник ГИБДД обязан не мешать водителю использовать звуко- и видеозаписывающую аппаратуру в случаях, не запрещенных законодательством. Если такой запрет существует, от сотрудник обязан проинформировать водителя об этом.
  • Инспектор ГИБДД при проверке документов обязан обращаться с ними аккуратно, не делать там каких-либо отметок. Если в предъявленные сотруднику ГИБДД документы вложены деньги или прочие ценные бумаги, то сотрудник должен вернуть водителю документ и попросить передать документ без ценных бумаг.
  • Сотрудникам ГИБДД категорически запрещается принимать от водителей любые материальные ценности.

Остановка автомобиля

Согласно данному закону о полиции, сотрудник ГИБДД имеет право останавливать почти любой автомобиль (что является большим минусом для водителей). Основаниями к остановке автомобиля сотрудником ГИБДД признаются:

  • Зафиксированные техническими средствами или установленные визуально признаки нарушений ПДД.
  • Наличие данных (информация дежурного, ориентировки и др.) о том, что автомобиль был использован в противоправных целях или если есть основания считать, что автомобиль находится в розыске.
  • Наличие данных (информация дежурного, ориентировки и др.), которые свидетельствуют об участии водителя в совершении ДТП, административного правонарушения или преступления.
  • Есть необходимость опроса участника дорожного движения об обстоятельствах ДТП, преступления, административного правонарушения, которому они являлись очевидцами.
  • Выполнение регулировочных действий.
  • Необходимо привлечь водителя в качестве понятого.
  • Проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой автомобилей, пассажиров или грузов.
  • Необходимо содействие водителя в оказании помощи сотрудникам полиции, пешеходам или другим водителям.

Если ваш автомобиль был задержан на трассе, то сотрудники ГИБДД должны помочь вам попасть в ближайший населенный пункт.

Сотрудники ГИБДД не имеют право:

  • Останавливать автомобили на участках, на которых, согласно ПДД, остановка запрещена, кроме случаев, когда остановка необходима для пресечения административного правонарушения, преступления, предотвращения угрозы имуществу, здоровью или жизни участников дорожного движения. Также остановка разрешена в случаях, когда места остановки обозначаются патрульным автомобилем.
  • Останавливать автомобили, находясь в транспортных средствах, не оборудованными цветографическими знаками и мигалкой – запрещено для этого использовать машины без опознавательных знаков.

Сотрудник ГИБДД имеет право предложить водителю:

1. Выйти из автомобиля в следующих случаях:

  • Если у водителя наблюдаются признаки болезненного состояния или опьянения.
  • Необходимо устранить нарушения правил грузоперевозки или тех. неисправности автомобиля.
  • Для проведения досмотра, осмотра автомобиля или перевозимого груза или для проведения личного досмотра водителя.
  • Для проведения сверки номеров автомобиля.
  • Если поведение водителя представляет угрозу безопасности инспектора ГИБДД.
  • Если необходимо участие водителя в оказании помощи пешеходам или другим водителям.

В случае наличия у инспектора ГИБДД подозрений в том, что водитель находится в состоянии опьянения, ему должно быть предложено прохождение алкотеста в присутствии двух понятых. Если специального прибора для алкотеста у инспектора нет, то водителя нужно доставить в полицейское отделение, располагающее необходимым оборудованием. Если водитель не согласен с результатами алкотеста, он должен пройти медицинское освидетельствование. Если врач подтвердит трезвость водителя, то сотрудник ГИБДД должен доставить водителя к его автомобилю.

2. Переместить автомобиль в указанное инспектором ГИБДД место в следующих случаях:

  • Если для обращения к водителю инспектору ГИБДД необходимо находиться на проезжей части, что представляет угрозу безопасности инспектора ГИБДД.
  • Нахождение автомобиля там, где он был остановлен, создает помеху или угрозу участникам дорожного движения.

3. Пройти в служебное помещение или занять место в патрульном автомобиле, если участие водителя требуется для оформления документов.

Сотрудник ГИБДД имеет право для установления личности водителя рассмотреть следующие виды документов:

  • Паспорт.
  • Удостоверение сотрудника правоохранительных органов.
  • Водительское удостоверение.
  • Служебный, дипломатический паспорт.
  • Удостоверение личности офицера.
  • Паспорт моряка.
  • Военный билет для лиц, находящихся на военной службе.
  • Пенсионное удостоверение бывшего сотрудника правоохранительных органов или офицера в запасе.
  • Документы, которые содержат данные о личности из органов полиции, паспортных служб, адресных бюро.
  • Свидетельство о рождении — для граждан младше 14 лет.
  • Свидетельские показания.
  • Справка об освобождении из мест лишения свободы.
  • Паспорт гражданина другого государства или другой документ, удостоверяющий личность.

Осмотр автомобиля и груза

Основаниями для осмотра автомобиля и перевозимого груза сотрудником ГИБДД признаются:

  • Если, по наблюдаемым признакам, перевозимый груз не соответствует документам.
  • Если необходимо провести сверку маркировочных обозначений автомобиля.
  • Проверка предположения о наличии в автомобиле предметов, при помощи которых было административное правонарушение или преступление.
  • Проверка предположения о наличии в автомобиле оружия, взрывных устройств, боеприпасов, наркотических, психотропных, радиоактивных, ядовитых или взрывчатых веществ.
  • Задержание лиц, находящихся в автомобиле.

Владелец автомобиля имеет право присутствовать при досмотре. В отсутствие владельца досмотр может быть проведен только в неотложных случаях. Осмотр должен проходить в присутствии 2 понятых. Сотрудник ГИБДД перед проведением досмотра должен дождаться, пока пассажиры и водитель выйдут из автомобиля, а также при помощи сотрудников наряда установить контроль за их поведением.

Сотрудник ГИБДД обязан составить акт осмотра автомобиля и груза. В акте указываются место и дата его составления, данные сотрудника ГИБДД (его фамилия, инициалы, звание и должность), данные присутствовавших при осмотре лицах (имя, фамилия, отчество, номер телефона, адрес проживания), сведения об автомобиле (модель, марка, другие признаки автомобиля), сведения о грузе (количество, вид и другие признаки груза). Также в акт нужно внести запись о фиксации доказательств (запись на фото, видео), а сами материалы прилагаются к акту. При необходимости имеет право делать запись фото и видео, а также использовать другие способы фиксации доказательств.

Знание своих прав и прав инспекторов ГИБДД может помочь водителям избежать конфликтных ситуаций. Помните, что вы всегда можете оспорить свои права, но для этого лучше обратиться к грамотному юристу.

Новый административный регламент ГИБДД 2017-2018

20 октября 2017 года вступил в законную силу новый административный регламент, которым закреплен порядок действий сотрудников ГИБДД при осуществлении функции надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения.

Документ пришел на смену старому регламенту, утвержденному приказом МВД РФ от 02.03.2009 № 185. Разберем основные изменения.

1. Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД

Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.

Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:

  • Выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировок либо данных, указывающих на причастность водителя к совершению ДТП, преступления или административного нарушения;
  • Проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
  • Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области безопасности дорожного движения.

Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились – для этого необходимы перечисленные основания.

2. Использование переносных камер видеофиксации нарушений

Частные камеры или государственные. Новый регламент раз и навсегда разрешает споры автолюбителей о том, законно ли «частники» устанавливают переносные камеры на дороге. В пункте 76 прописано, что камеры фиксации нарушений могут принадлежать как государственным органам, так и общественным организациям.

Пункт 76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.

Установка камер в зоне действия временных знаков. Согласно пункта 57 прежнего регламента, место и время применения передвижных средств автоматической фиксации определялись решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.

При этом применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускалось. В новой версии документа данного запрета нет. Теперь устанавливать камеры фиксации в зоне временных знаков можно.

3. Видеосъемка при общении с инспектором ДПС

Сразу скажем, что снимать инспектора ГИБДД на видео можно. Не смотря на то, что из нового регламента исчезло прямое разрешение снимать сотрудников полиции на видео, никакого запрета на это нет.

Свободное получение и производство информации гражданином гарантируется как главным законом РФ – Конституцией, так и иными федеральными законами.

часть 4 статьи 29 Конституции РФ:

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

часть 2 статьи 8 Федерального закона «О полиции»:

Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Таким образом, инспектор ГИБДД не имеет права препятствовать производству видеозаписи водителем. Ограничение права на видеосъемку возможно при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан.

4. Порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения

Согласно нового регламента, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения, проведенного на стационарном посту или ином помещении органа внутренних дел и отсутствии оснований для направления на освидетельствование в медучреждение, водитель препровождается к месту отстранения от управления либо к месту нахождения его автомобиля (пункт 233 Регламента).

Ранее инспектор обязан был доставить водителя к автомобилю только в случае проведения освидетельствования в медучреждении.

5. Прекращение выдачи справок о ДТП

Отныне ГИБДД перестает выдавать справки о ДТП. По новым правилам по результатам оформления ДТП сотрудниками ГИБДД будут оформляться только процессуальные документы:

  • решение об отказе или возбуждении дела об административном правонарушении;
  • протокол об административном правонарушении;
  • постановление по делу об административном правонарушении;

Отдельная справка о дорожно-транспортном происшествии выдаваться не будет. Пока не ясна ситуация с получением выплат по ОСАГО, так как справка о ДТП является обязательной для направления в страховую компанию в случае наступления страхового случая. Ожидаем изменений в правила страхования ОСАГО со стороны Центрального Банка РФ.

В остальном изменения носят технический характер и направлены на приведение регламента к соответствию иным нормам законодательства.

Дата публикации статьи: 25 октября 2017 года Последнее изменение: 26 июня 2018 года

В прежней версии этого регламента, утвержденного приказом МВД № 664, при необходимости воспользоваться чужой машиной, сотрудник ДПС должен был разъяснить водителю ответственность за отказ, предусмотренную частью 1 статьи 19.3 Кодекса об административных правонарушениях. Однако такая формулировка не понравилась Генеральной прокуратуре.

Дело в том, что часть 1 статьи 19.3 предусматривает наказание за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции. За это водителю грозит штраф от 500 до 1000 рублей или арест до 15 суток. Но дело в том, что в КоАП уже есть новелла, предусматривающая наказание за непредоставление транспортного средства сотруднику полиции. Это часть 1 статьи 12.25. А она предусматривает наказание только в виде штрафа 500 рублей. Поэтому Генпрокуратура сочла ссылку на более суровую статью вольным трактованием Кодекса.

Надо сказать, что часть 1 статьи 19.3 стала довольно часто применяться в отношениях сотрудник ДПС — водитель в последнее время. За тонировку также положен только штраф. Однако, если в течение суток после того, как инспектор выписал постановление, тонировка осталась на месте, водителя также привлекают за невыполнение законного требования полиции. Известны случаи, когда люди за это попадали под арест.

Сейчас сотрудник ДПС должен будет разъяснить последствия отказа в предоставлении машины, ссылаясь на законодательство. Конкретная статья не указывается. Из возможностей для проверки исключена формулировка, согласно которой инспектор мог остановить по подозрению в совершении административного нарушения. Мол, кажется мне, что вы где-то выехали на встречку, предоставьте документы. Осталось только подозрение в совершении преступления или о том, что документы находятся в розыске.

Напомним, что приказ № 664, в который и вносятся эти поправки, был принят взамен устаревшего знаменитого приказа № 185, устанавливающего все тонкости общения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения. Он вступил в силу в октябре прошлого, но уже потребовал поправок. Причем поправки появились в нем не просто так, а по требованию Генпрокуратуры, которая сочла некоторые положения этого документа не соответствующими действующему законодательству. В свое время точно такая же история была и со 185 приказом. Дело в том, что в первоначальной редакции 185 приказ давал возможность сотрудникам ГИБДД отстранять от руля находящихся в нетрезвом состоянии прокуроров и судей. А также оформлять в отношении них административные протоколы. Однако, прокуратура потребовала убрать этот пункт.

В новом 664 приказе в отношении прокуроров действовали старые нормы. То есть составлять протоколы в их отношении нельзя, отстранять от управления тоже нельзя. Но требуется писать рапорт руководству, который руководство направит в прокуратуру. А в отношении судей вновь появилась возможность оформлять нарушения, как и в отношении обычных граждан. Однако поправки вернули все обратно.

В отношении судей сотрудник ДПС тоже может составить только рапорт своему руководству.

Обновленный приказ 185 ГИБДД РФ переименовали в Приказ № 664 МВД РФ

Дорожное движение предполагает наличие прав и обязанностей не только у водителей, но и у сотрудников автоинспекции. Приказ ГИБДД под номером 185 с 20 октября 2017 года утратил силу и вместо него с 20.10.2017 действует новый регламент МВД РФ Приказ под номеро 664. Он предполагает именно контроль и регулирование поведения и следования должностным инструкциям со стороны сотрудников ГИБДД. В данном приказе четко говорится о том, каким образом должен вести себя сотрудник автоинспекции, какие действия он должен предпринимать в том или ином случае, а также иные формы правильного взаимодействия сотрудника и водителя. Подписан он был Рашидом Нургалиевым в 2009 году, что и стало новым регламентом для всех сотрудников государственных автоинспекций.

Суть Приказа № 185 заключается в своеобразной работе над ошибками со стороны государственных органов, которые довольно четко видны на практике. Фактически, это четкий административный регламент для сотрудников ГИБДД, который они должны неукоснительно соблюдать, невзирая на различные обстоятельства. При этом, понимание данного нормативно-правового акта будет полезным и самим водителям, которые способны осуществлять свой гражданский контроль за действиями сотрудников ГИБДД.

Горячая линия

+7 (499) 350-80-61

+7 (812) 309-17-81