ТБО коммунальная услуга с 2019 — основные изменения

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд

(16 оценок, среднее: 4,56 из 5)

Загрузка…

Согласно федеральному закону «Об отходах производства и потребления» с 1 января 2019 года вводится новая услуга по вывозу мусора. Расчет новой услуги будет основана на новых принципах, и в целом привет к двукратному подорожанию услуги по вывозу ТБО.

    • Что нового
    • Повышение тарифа
    • Понижение тарифа на вывоз мусора
    • Тарифы на вывоз мусора для некоторых регионов
    • Компенсация вредного воздействия на окружающую среду
    • Тарифы на вывоз КТО по регионам
    • Единый мусорный оператор

Содержание

Что нового

  1. Услуга по вывозу ТБО, которая раньше была жилищной, разделяется на две:
    1. — Сбор и содержание мест для обращения с ТБО, остается в ведении УК и продолжает оставаться жилищной услугой.
    2. — Вывоз ТБО становится коммунальной услугой и, соответственно, попадает под НДС.
  2. В тариф по вывозу ТБО будет заложена составляющая за компенсацию вредного воздействия на окружающую среду.
  3. Расчет услуги по вывозу ТБО будет привязан не квадратным метрам, а к количеству проживающих, что, кончено, более логично.
  4. Владельцев частных домов и дач так же обяжут платить за вывоз ТБО.
  5. Региональные операторы по вывозу ТБО должны будут создать условия для раздельного сбора мусора.

Повышение тарифа

Многие эксперты опасаются, что нововведение повысит суммарный тариф по обращению с ТБО в два раза, по причине того, что управляющие компании введут новую услугу, согласно требованию законодательства, а старую не только не отменят, но даже не пересмотрят.  Зачастую обслуживание мест сбора ТБО выполняют дворники или технички, а старая услуга по вывозу ТБО была полностью эквивалентна новой.

УК могут, как минимум, затянуть отмену или пересмотр стоимости старой услуги по вывозу ТБО ссылаясь на то, что для этого требуется проведение собрания собственников недвижимости для согласования новых тарифов.

Даже при отказе УК от старой услуги, новая подорожает, как минимум на 20 процентов или за применения к ней режима уплаты НДС.

Еще одним фактором повышения тарифа будет компенсация вредного воздействия на окружающую среду заложенная в тарифе. Собственно из-за этой компенсации и была затеяна «мусорная реформа», так что стоит рассмотреть ее подробнее.

Понижение тарифа на вывоз мусора

Дополнение от 31 января 2019 года

В правительстве обсуждают варианты снижение тарифа на вывоз мусора. Правда не сразу и с соблюдение ряда очень существенных условий.

Предполагается отменить тариф (обнулить стоимость) для «сухого» отсортированного мусора. Т.е. пластик, бумага, стекло и металл собранные раздельно ( на данный момент не понятно достаточно ли отделить эти отходы от остальных или требуется каждую позицию собирать отдельно). Так как таких отходов около 30%, «суммарный» тариф снизится на те же 30%.

  1. Новшество должно быть внедрено до конца 2019 года.
  2. Понятно, что как минимум необходимо, чтобы операторы по обращению с ТКО оборудовали места сбора мусора отдельными контейнерами.
  3. Необходимо изменить норму отходов на одного человека, выделив из нее часть, которая подлежит переработке и вывозится бесплатно и часть, которая вывозится по установленным тарифам на вывоз мусора.
  4. Должны появиться мощности по переработки «сухих» ТКО.

Последний пункт предполагается применить в «оба направления». Так как, в некоторых регионах, реального мусора на одного человека получается больше, чем установлено по нормам, предполагается пересмотр в сторону повышения норматива объема вывозимого мусора, при том же тарифе, а значит его стоимость в расчете на одного человека будет увеличена.

Тарифы на вывоз мусора для некоторых регионов

Москве он составляет 90 руб. в месяц с человека, в Санкт-Петербурге — 85, 38 руб., в Иркутской области — 87,5 руб., в  — 88 руб., в Краснодарском крае — 97,32 руб.

Регион Тариф, рублей за кубометр мусора
Старый Новый
Москва 90
Санкт-Петербург 85
Иркутская область 87
Ивановская область 2,5 88
Краснодарский край 97
Новосибирская область 60

Видно какой приблизительно уровень тарифа будет по всей России. Это без учета возможного тарифа за сбор и складирование мусора от управляющей компании. Так же видно что в некоторых регионах тариф был катастрофически низок.

С другой стороны, скажем для Москвы за 90 рублей предполагается перевозка мусора за несколько сот и даже тысяч километров в области на севере России, где уже прошли массовые выступления местных жителей против такого решения проблемы московских свалок мусора.

С другой стороны не понятно почему такой высокий тариф уставлен для областей где мусор будут вывозить всего на пару десятков километров.

Компенсация вредного воздействия на окружающую среду

Сильнейшим стимулом проведения «мусорной реформы» были скандалы со свалками в 2017-2018 годах, когда они поднялись на федеральный уровень и дошли до главы государства.

Основные проблемы с утилизацией мусора в России

  1. Полигоны по приему ТБО не перерабатывают мусор, а просто складируют его.
  2. По этой причине у каждого полигона есть предельная емкость (мусор накапливается, а не перерабатывается)
  3. Многие полигоны создавались в лихие 90-е и изначально не соответствовали требованиям для таких объектов.

По логике властей если создать единого оператора, его легче будет контролировать, в части соблюдения им природоохранного законодательства. Ведь не секрет, что многие частные компании по вывозу ТБО часто выгружали его где попало, в целях экономии на платежах за прием ТБО на полигоне.

Другой идеей властей является введение целевого сбора для компенсации вредного воздействия на окружающую среду. Финансовые средства от этого сбора должны пойти на рекультивацию старых полигонов, закрытие полигонов не отвечающих современным требованиям и организацию новых. Важной идеей является то, что предполагается не просто строительство новых полигонов, а строительство мусороперерабатывающих заводов, которые должны резко снизить потребность в площадях для складирования мусора.

И если в части контроля, скорее всего, власти добьются результата, то в части строительство мусоросжигающих предприятий вызывает недоверие. Скорее всего деньги от сбора осядут в карманах владельцев региональных операторов, а через очередные 20 лет власти, правда уже новые, опять столкнутся с проблемой мусорных полигонов.

Подтверждением этого служат то, что правительство собирается создать государственную компанию по переработке мусора и вложить в нее 75 000 000 000 рублей бюджетных средств. Причем еще 225 000 000 000  замыслу правительства, должен вложить бизнес. То есть всего 300 миллиардов рублей.

Всего за 20 дней до вступления новых правил в действие, в правительстве осознали наличие проблем и пообещали сделать корректировку закона и выработать меры «по адаптации регионов к новому порядку обращения с ТКО (твердые коммунальные отходы).

Это было заявлено представителями профильного вице-премьера по вопросам экологии Алексея Гордеева, после встречи последнего с Вадимом Шумковым, который, возглавляет Курганскую область. На этой встрече губернатор заявил как о завышенном размере тарифа, так и о неготовности полной схемы работы с ТКО по новым правилам.

Власти на местах совершенно неготовы к борьбе с мусорными отходами. 12 декабря 2018 года со слов Замминистра природных ресурсов Новосибирского региона стало известно, что область получит 1 000 000 000 рублей из федерального бюджета для борьбы с мусорными свалками. Правда не сразу. Первый транш в размере  316 000 000 рублей поступить только  через 1-2 года, в 2020 году.

Тарифы на вывоз КТО по регионам

Регион Тариф с одного человека в месяц, рублей
Многоквартирный дом Частный сектор
Края
Алтайский 37,59-111,43 37,59-111,43
Забайкальский без изменений до 2020 года
Кабардино-Балкария 82,48-91,14 88,74-98,06
Камчатский 106,08 103,41
Краснодарский 121,69 139,6
Красноярский 83,44 131,13
Пермский без изменений 71,7
Приморье
Ставропольский 143 160,16
Хабаровский край без изменений до 2020 года
Области
Амурская без изменений
Архангельская 66,41 68,83
Астраханская 96,46 63,12
Белгородская 111,23 124,57
Брянская 91,65 70,76
Владимирская 101,01 77,98
Волгоградская 114,92 113,25
Вологодская 140 113
Воронежская 165,02 157,64
Еврейская Автономная
Ивановская 85,07 65,68
Иркутская без изменений
Калининградская 72,35-85,12 72,35-127,69
Калужская без изменений 66,23-103,5
Кемеровская 85,28 85,28
Кировская 114,75 114,75
Костромская 101,29 78,2
Курганская без изменений
Курская 71,26 71,26
Ленинградская без изменений
Липецкая 95,95 95,95
Магаданская
Московская без изменений
Мурманская 133,56 133,56
Нижегородская 143,98 118,39
Новгородская 57,39 39,86
Новосибирская 92,42 92,42
Омская без изменений
Оренбургская 101,55 118,08
Орловская 78,24 97,8
Пензенская 83,56 73,73
Псковская 94,8 69,7
Ростовская 95,6 96,8
Рязанская
Самарская 117,13 140,07
Саратовская 117,21 146,52
Сахалинская 70 70
Свердловская 117,7 132,5
Смоленская 94,11 94,11
Тамбовская 116,06 133,47
Тверская 116,81 177,22
Томская 105,59 103,56
Тульская 119,2 137,34
Тюменская без изменений
Ульяновская 87,05 88
Челябинская 67,59 52,18
Ярославская 75,2 85,22
Республики
Адыгея 91,21 113,5
Алтай 53,68 61,73
Башкортостан 58,88 35
Бурятия 110,36 125,88
Дагестан 16,5-40 16,5-40
Ингушетия 60-75 60-75
Калмыкия 61,78 66,92
Карачаево-Черкессия 79,53 104,84
Карелия 93,89 84,73
Коми 117,46 51,22
Крым
Марий Эл 82,73 85,86
Мордовия 92,4 100,14
Саха (Якутия) 131,13 138,88
Северная Осетия-Алания
Татарстан 70,98 76,46
Тыва 67,66 91,82
Удмуртская Республика 98,48 95,2
Хакасия 55,82-277,7 55,82-277,7
Чечня
Чувашия 75,7 80,24
Автономные округа
Ненецкий
Ханты-Мансийский Автономный Округ (Югра) 133,4 200,11
Чукотский
Ямало-Ненецкий 151,1 150

ТБО — коммунальная услуга с 2017 года?

Правовое регулирование в вопросе сбора, вывоза и утилизации отходов осуществляется следующими законодательными документами:

  1. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов».
  2. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  5. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  6. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Эти документы дают четкое определение того, какие предметы относят к твердым бытовым отходам, регулируют порядок их сбора, транспортировки, обезвреживания и утилизации.

Также они регламентируют порядок выбора исполнителя работ в этой сфере деятельности.

Если вы хотите правильно рассчитать утиль, узнать про плотность ТБО, читайте статью:

https://strazhchistoty.ru/waste/fcsc/plotnost-othoda-tbo.html

На вывоз ТБО в обязательном порядке требуется лицензия. О реестре лицензий на все виды деятельности узнавайте

тут>>

Кроме того, для вас может оказаться полезным этот материал:

Норматив вывоза ТБО на 1 человека

Вывоз ТБО — это коммунальная или жилищная услуга (2017)?

Согласно принятому 29 июня 2015 года закону № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», плата за коммунальные услуги содержит в себе:

  • плату за холодную и горячую воду;
  • тепло;
  • электроэнергию;
  • газ;
  • бытовой газ в баллонах;
  • при наличии печного отопления, твердое топливо;
  • оплата отведения сточной воды;
  • обращение с ТБО, в том числе за вывоз и транспортировку мусора.

Значит, с 1 января 2016 года вывоз ТБО официально считается коммунальной услугой.

Смотрите видео: Эколис. О канале Экология и Бизнес

Сбор и вывоз ТБО — коммунальная услуга

Изменения в законодательстве разделили сбор и вывоз твердых и жидких отходов. Теперь работы с жидкими бытовыми отходами регламентируются собственными нормативными актами.

Введен в действие алгоритм определения регионального «мусорного» оператора, который теперь занимается всеми вопросами в этой сфере. Цены на сбор и перевозку отходов формируются на электронных аукционах.

Весь мусор необходимо вывозить. Однако вывоз зависит от фракционного состава. Это могут быть жидкие и твердые бытовые отходы.

Жидкие отходы образуются в результате жизнедеятельности человека в домах, не оборудованных центральной канализацией. Это могут быть фекальные массы, грязная вода из посудомоечных и стиральных машин.

Подобные отходы относят к 4 классу опасности, то есть они не слишком опасны, но все-таки токсичны. Поэтому они не должны находиться вблизи людей длительное время. Жидкие отходы необходимо вывозить, утилизировать и обезвреживать.

Твердые бытовые отходы образуются в жилых домах, офисах, на городских мероприятиях, в местах проведения аттракционов, парках, предприятиях торговли.

Мусор может состоять из всевозможных материалов. Они различаются по уровню опасности, времени накопления и по своему происхождению.

Одну треть всего утиля составляют упаковочные материалы — коробки, пакеты, обертки и т. д.

В состав ТБО входят:

  • бумага;
  • картон;
  • дерево;
  • пластик;
  • текстиль;
  • кожа;
  • органика;
  • стекло;
  • резина и другое.

Сюда могут входить и опасные материалы:

  • лекарства с истекшим сроком годности;
  • остатки косметики;
  • отслужившие срок аккумуляторы и батарейки;
  • лаки;
  • удобрения;
  • электрооборудование;
  • барометры;
  • градусники;
  • ртутные лампы.

Смотрите видео: Выгрузка из программы Модуль природопользователя в Excel

Услуга вывоза мусора складывается из нескольких пунктов. Сначала утиль должен быть собран в специальных местах, оборудованных контейнерами. После этого отходы везут на полигоны, где процедура завершается их утилизацией.

Услуги выполняются после заключения контракта между исполнителем работ и потребителем. В документе обязательно указывают периодичность вывоза твердых бытовых отходов.

Так как с 1 января 2016 года обращение с твердыми бытовыми отходами стало коммунальной услугой, то в квитанциях об оплате оно теперь выделено отдельной строкой.

Для предоставления жителям домов такой услуги ЖСК, УК или ТСЖ заключают договор с региональным «мусорным» оператором. Именно он занимается сбором, перевозкой, обезвреживанием, утилизацией, захоронением ТБО в каждом регионе страны.

Владельцы домов в частном секторе заключают контракт непосредственно с региональным оператором. По новым правилам теперь нет разграничения между отходами от жилых и нежилых помещений.

Внимание! Теперь в понятие твердых бытовых отходов входит мусор, образующийся в результате деятельности и физических, и юридических лиц. Плата за эту услугу начисляется по количеству человек, проживающих в помещении, а не от площади.

Договор на оказание услуг заключается на срок, не превышающий длительность периода, на который организации присвоен статус регионального оператора.

В договоре обязательно предусматривают следующие пункты:

  • предмет контракта;
  • предполагаемый объем или масса перевозимых отходов, а также их примерный состав;
  • время и периодичность вывоза мусора;
  • маршрут перевозки;
  • места приема-передачи ТБО;
  • предельное значение уплотнения утиля;
  • способ учета ТБО;
  • права и обязанности сторон;
  • сроки и порядок оплаты работ;
  • ответственность участников договора;
  • система контроля региональным оператором работы оператора по непосредственному обращению с ТБО.

Договор на оказание коммунальных услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов заключается аналогично любому другому договору на оказание иных коммунальных услуг.

Договор на вывоз ТБО: Образец (Скачать бесплатно)

Внимательно ознакомьтесь со всеми деталями заключения договора. Знание нюансов документа облегчит вашу работу.

Нажмите на картинки, чтобы их увеличить. По прочтении типового договора сохраните его на компьютер или телефон.

договор на вывоз тбо образецдоговор на вывоз тбо образецдоговор на вывоз тбо образец

Если вам понравился наш материал, читайте другие статьи о ФККО, ТБО и других отходах. На портале «Страж Чистоты» можно найти много полезной информации.

Оставайтесь с нами!

Что такое коммунальные услуги?

Коммунальные услуги (КУ) – результат деятельности, направленной на поддержание безопасной и комфортной эксплуатации жилого или коммерческого помещения пользователем. В свою очередь, правом на пользование такими услугами в 2019 году обладают:

  1. собственники помещений и члены их семьи;
  2. граждане, получившие недвижимость от кооператива;
  3. лица, арендующие жилые или коммерческие помещения в многоквартирном доме.

В качестве потребителя коммунальных услуг может выступать как физическое, так и юридическое лицо, ИП.

Правовая основа

Законодательным актом, регламентирующим отношения в сфере КУ, является Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011. Данный документ устанавливает правила предоставления коммунальных услуг пользователям, а также отражает основные изменения:

Юридическая консультация онлайн

  • информацию о пересмотре коэффициентов, используемых при расчете тарифов на КУ;
  • информацию об изменении тарифов;
  • информацию об изменениях в порядке установки приборов учета.

Основные права и обязанности собственников жилья, связанные с созданием ТСЖ, оплатой коммунальных услуг и выбором управляющей компании отражены в Жилищном кодексе Российской Федерации (разделах VI, VII, VIII соответственно).

Еще одним важным документом, регламентирующим методологию учета коммунальных услуг, является Приказ Росстата №234 от 26.06.2013. Основным отличием данного законодательного акта становится тот факт, что в объеме КУ здесь отражены не только услуги, входящие в основной перечень, но и работы, связанные с ремонтом, монтажом и настройкой эксплуатируемых приборов учета.

Кроме того, в своей работе по обеспечению ресурсами, ЖК организации руководствуются Гражданским кодексом РФ, КоАП РФ, Водным кодексом РФ, Федеральными законами № 69, № 210.

Перечень коммунальных услуг в 2019 году

Согласно п.4, гл. II Постановления Правительства №354, в перечень коммунальных услуг, предоставляемых собственникам и пользователям жилых и коммерческих помещений в 2019 году, входит:

Снабжение холодной водой Круглосуточная подача холодной воды надлежащего качества (очищенной от патогенных микроорганизмов, вредных химических соединений) по центральной или внутридомовой сети.
Снабжение горячей водой Круглосуточная подача горячей воды надлежащего качества, температурой от +400 до +750С. Перерыв в подаче горячей и холодной воды допустим в пределах 8 часов или суток (при условии крупных аварий).
Водоотведение Вывод стоковых канализационных вод по централизованным сетям.
Электроснабжение Бесперебойная подача электрической энергии в объемах, достаточных для эксплуатации приборов, установленных в многоквартирном доме.
Газоснабжение Круглосуточная подача газа по централизованной сети. В случае отсутствия последней допустимо предоставление ресурса в газовых баллонах.
Отопление Подача теплоэнергии по централизованным или внутридомовым сетям на протяжении всего отопительного сезона для поддержания температуры в отапливаемых помещениях не ниже 180С. Допустим перерыв в подаче не чаще, чем на сутки в месяц, при этом:

Ø  не более 16 часов подряд при среднесуточной температуре в +120С;

Ø  не более 8 часов подряд при среднесуточной температуре в +100С;

Ø  не более 4 часов подряд при среднесуточной температуре в +80С.

Вывоз ТБО Сбор, вывоз, обезвреживание и захоронение бытовых отходов в количестве, вырабатываемом пользователями жилых и коммерческих помещений.

К коммунальным услугам, оплачиваемым пользователями, не может относиться пункт, не относящийся к конкретному дому, например, плата за газоснабжение, при его отсутствии, взиматься не может.

Кто занимается предоставлением коммунальных услуг в 2019 году?

Согласно п.8, гл. II, Постановления № 354, исполнителем коммунальных услуг в 2019 году может являться юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы) или ИП, при этом:

  • для собственников помещений исполнителем является управляющая компания или иная организация, обслуживающая многоквартирный дом;
  • для арендаторов – непосредственно арендодатель или организация, уполномоченная им.

В Жилищном кодексе РФ, а именно в ст. 161, перечислены основные способы управления МКД:

  1. посредством ТСЖ;
  2. посредством жилищного или иных кооперативов;
  3. посредством управляющей компании;
  4. путем непосредственного управления.

Исполнителем КУ может быть назначена как управляющая компания, ТСЖ или кооператив, так и непосредственно ресурсоснабжающая организация, при этом:

Юридическая консультация онлайн

Управляющая компания Становится Исполнителем с даты, указанной в решении собственников помещений МКД.
ТСЖ или кооператив Предоставляет КУ с даты его регистрации, но не ранее даты, указанной в договоре с ресурсоснабжающей организацией.
Ресурсоснабжающая организация Приобретает статус Исполнителя с даты, указанной в решении общего собрания собственников жилых и коммерческих помещений.

Функции и обязанности ЖКХ по оказанию коммунальных услуг

Обеспечение многоквартирного дома коммунальными услугами надлежащего качества и в необходимом объеме в 2019 году – основная обязанность управляющей компании, ТСЖ или кооператива. Таким образом, к основным функциям ЖКХ относится:

  • контроль над качеством предоставляемых услуг и своевременностью их подачи ресурсоснабжающей организацией;
  • расчет и прием платежей за КУ, контроль за своевременностью поступления денежных средств от собственников помещений;
  • распределение полученных средств, поиск контрагентов, заключение договоров, составление смет;
  • создание условий, обеспечивающих эффективную и безопасную эксплуатацию помещений, расположенных в МКД;
  • взаимодействие с пользователями КУ, решение спорных вопросов, рассмотрение жалоб и предложений.

Порядок предоставления коммунальных услуг в 2019 году

Основным законодательным актом, регламентирующим предоставление КУ в 2019 году населению, является Постановление Правительства № 354. Согласно п.3, гл. II, коммунальные услуги поставляются пользователям на следующих условиях:

  1. Обеспечение ресурсами потребителей, проживающих в многоквартирном доме (МКД), начинается с момента:
    • возникновения права собственности на жилое или коммерческое помещение;
    • предоставления помещения членам кооператива;
    • заключения договора аренды;
    • ввода МКД в эксплуатацию застройщиком;
    • ввода МКД в эксплуатацию и передачу помещения собственнику.
  2. Полнота предоставления всех коммунальных услуг, указанных в п.4, гл. II Постановления № 354, зависит от степени благоустройства МКД.
  3. Подача ресурсов производится круглосуточно (круглый год или в определенный промежуток времени), допустимы перерывы, не превышающие установленные действующим законодательством нормы.
  4. Обеспечение ресурсами производится в объеме, достаточном для всех пользователей, в пределах пропускной способности инженерных внутридомовых систем.
  5. Качество КУ, предоставляемых населению, должно строго соответствовать нормам, указанным в Приложении №1 (к Постановлению № 354).
  6. Обеспечение услугами производится при условии, что все внутридомовые коммуникации исправны и готовы для предоставления ресурсов.

Отличие коммунальных и жилищных услуг

Как говорилось ранее, перечень КУ ограничен 7 пунктами и включает в себя ресурсы, необходимые для жизнедеятельности пользователей и собственников помещений МКД. Жилищные услуги несколько отличаются от вышеописанных и включают в себя:

  • предоставление жилых и коммерческих помещений для постоянного/временного пользования;
  • содержание, текущий и капитальный ремонт общедомовых помещений и коммуникаций.

Таким образом, взносы за ЖУ включают в себя платежи:

  • за пользование помещением (для арендаторов);
  • за управление и ремонт МКД.

С 2018 года, на основании Постановления правительства №1498 от 26.12.16, оплата ОДН относится к жилищным услугам (ранее данный платеж относился к КУ).

Тарификация и задачи тарифного регулирования

Тарифное регулирование является неотъемлемым инструментом в функционировании рынка коммунальных услуг в 2019 году. Все дело в том, что организации-исполнители всегда обладают большей информацией, чем потребители, а данный факт приводит к использованию монопольной власти для собственной выгоды. Таким образом, тарификация выполняет роль баланса между интересами двух сторон.

К основным задачам тарифного регулирования коммунальных услуг относят:

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-23-69 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

  • стимулирование коммунальщиков к снижению издержек и повышению качества предоставляемых услуг;
  • привлечение дополнительных инвестиций в коммунальные организации;
  • обеспечение достаточного объема финансовых ресурсов для полноценной работы организаций-исполнителей;
  • формирование конкурентоспособности компаний, работающих в сфере КУ;
  • снижение политизированности процесса установления тарифных ставок.

Методика планирования и расчета

Порядку расчета и оплаты КУ посвящен VI раздел Постановления Правительства № 354, согласно которому существует несколько методик расчета платежей:

  1. на основании показаний, снятых с приборов учета;
  2. на основании нормативов потребления (при полном отсутствии приборов учета);
  3. на основании показаний приборов и нормативов потребления.

Основные рекомендации по методике расчета коммунальных платежей в 2019 году указаны в Приложении №2 (к Постановлению Правительства №354). Данный документ содержит в себе все основные формулы, на основании которых происходит вычисление итоговой суммы за КУ.

Порядок оплаты коммунальных услуг

Организация-исполнитель в обязательном порядке предоставляет своим пользователям порядок оплаты коммунальных услуг путем внесения соответствующих пунктов в договор, а также размещает актуальную информацию на официальном сайте либо на стендах в подъездах МКД.

Внесение ежемесячных платежей в счет оплаты потребляемых ресурсов производится на основании:

  • счетов, предоставляемых исполнителем, и содержащих детализированную информацию о сумме и сроках погашения;
  • данных, размещенных на интернет-ресурсах.

Сроки оплаты коммунальных услуг в 2019 году устанавливаются несколькими способами:

  1. На основании ст. 155 ЖК РФ, платеж должен быть внесен не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.
  2. На основании договора, заключенного между поставщиком услуг и исполнителем. В данном случае сроки могут отличаться от установленных действующим законодательством.

В случае несоблюдения сроков, установленных компанией-исполнителем или государством, к нарушителю могут быть применены штрафные санкции в виде начисления пени.

Оплата коммунальных услуг юридическими лицами

Потребителем КУ может являться не только физическое лицо, но и юридическое. В зависимости от основания, на котором юр.лицу было передано помещение, оплата коммунальных услуг может производиться:

  • Напрямую поставщику услуг. В данном случае платежи могут вносить как собственники помещений, так и арендаторы.
  • Собственнику помещения. Если пользование квадратными метрами производится на основании договора аренды, платежи за коммуналку могут перечисляться непосредственно владельцу недвижимости (после предоставления квитанции или любого другого подтверждающего документа).

Итак, юридические лица вносят плату за предоставляемые ресурсы на основании документов, в сроки, указанные в действующем законодательстве или договоре, путем наличного или безналичного расчета.

Льготы

В условиях нестабильной экономической ситуации оплата коммунальных услуг становится для некоторых категорий граждан попросту непосильной. Именно поэтому Правительство РФ поддерживает население при помощи введения льгот для:

  1. многодетных семей, воспитывающих трех и более детей младше 18 лет;
  2. участников ВОВ и членов их семей;
  3. инвалидов детства, 1 и 2 группы;
  4. участников боевых действий, лиц, несущих государственную службу, ветеранов труда;
  5. жителей блокадного Ленинграда;
  6. почетных доноров РФ и Советского Союза;
  7. лиц, пострадавших во время аварии на ЧАЭС.

Льготы, предоставляемые некоторым категориям граждан, распространяются на коммунальные и жилищные услуги.

За что можно подать жалобу на оказание коммунальных услуг?

Пользователи КУ, не удовлетворенные качеством поставляемых ресурсов, в 2019 году вправе обратиться с жалобой на управляющую компанию, ТСЖ, кооператив или организацию, предоставляющую коммунальные услуги. Как правило, для этого существует ряд оснований:

  • Перерывы в подаче холодной и горячей воды, превышающие законодательно установленную продолжительность. Отсутствие водоснабжение на протяжении времени, превышающего сутки, является основанием для обращения в организацию, управляющую МКД.
  • Подача холодной воды ненадлежащего качества (содержащую вредоносные химические элементы и микроорганизмы). Свое обращение, в данном случае, желательно подкрепить заключением независимого эксперта, изучившего образцы, взятые из внутридомового водопровода.
  • Перерывы в электро- и газоснабжении в течение времени, превышающего законодательно установленные нормы.
  • Подача газа ненадлежащего качества и в количестве, недостаточном для комфортного потребления всеми пользователями.
  • Задержка в подаче отопления. Как правило, отопительный сезон начинается в сроки, установленные индивидуально для каждого региона, однако, резкое снижение среднесуточной температуры является веским основанием для преждевременного начала сезона.
  • Подача горячей воды низкой температуры (менее 400С).
  • Несвоевременный или неполный вывоз ТБО.
  • Неоправданное завышение тарифной ставки на КУ.
  • Неправильный расчет суммы, указанной в квитанции на оплату. Завышенная плата за пользование КУ является нарушением прав пользователей, поэтому правильность расчета очередного платежа должна проверяться как сотрудниками организации-исполнителя, так и пользователем.

Жалобы на предоставление коммунальных услуг в 2019 году касаются исключительно ресурсов, перечисленных выше. Претензии к состоянию внутридомовых коммуникаций, помещений общего пользования и конструкции МКД относятся к жалобам на предоставление жилищных услуг.

Куда подается жалоба?

Для эффективного и быстрого решения возникающих проблем направить жалобу, в первую очередь необходимо руководству организации, отвечающей за управление МКД. Как правило, 70% конфликтных ситуаций решается без привлечения сторонних организаций и контролирующих органов.

В случае отсутствия результата после передачи жалобы на оказание коммунальных услуг в 2019 году, заявитель вправе обратиться в любой из нижеперечисленных органов:

  1. Роспотребнадзор (в отделение, находящееся по месту нахождения МКД или посредством обращения в электронную приемную на официальном сайте).
  2. Прокуратура. Заявитель вправе обратиться в правоохранительные органы любым удобным способом (лично, через представителя, посредством обращения в электронную приемную).
  3. Суд. Крайняя инстанция, обращаться в которую стоит в случае, когда досудебное разбирательство не принесло результатов, удовлетворяющих заявителя.

Составить жалобу можно как самостоятельно, так и при помощи квалифицированного сотрудника. Данный документ изначально создается в нескольких экземпляров, один из которых остается у заявителя, второй – передается адресату.

Нюансы предоставления коммунальных услуг в 2019 году

Некоторые спорные ситуации и нюансы в сфере КУ были разъяснены Верховным Судом РФ (Постановление №22 от 27.06.17). Таким образом:

  1. Собственники и пользователи помещений, расположенных в МКД, вправе требовать компенсации и неустойки за неисполнение своих обязанностей управляющей компанией. В данном случае, основанием для перерасчета платежей по КУ является не только акт, подписанные пользователями, но и всевозможные доказательства, собранные свидетелями нарушения.
  2. Задолженность по оплате перед организацией-исполнителем не является безусловным основанием для прекращения подачи ресурсов. Наказание нарушителей, в данном случае, должно быть соразмерно самому нарушению.
  3. Денежные средства, вносимые пользователями или их представителями, засчитываются в счет оплаты периода, указанного в документе. Если же плательщик не указал конкретный период, сумма засчитывается за периоды с неистекшим сроком давности.
  4. Отсутствие договора с управляющей компанией, кооперативом, ТСЖ или ресурсоснабжающей организацией не является основание для отказа от оплаты ресурсов, предоставляемых пользователям помещений, расположенных в МКД.

Законодательная инициатива

Законодательная инициатива

Любой нормативный акт, выносящийся на обсуждение Государственной Думой или правительством России, имеет свои корни, свою историю и свои тонкости. Говоря об отходах, стоит понимать, что это не только коммунальная проблема, но и проблема загрязнения окружающей среды.

Помимо этого, вывоз мусора требует технического обеспечения в виде не только оснащенных контейнеров и многофункциональных автомобилей для его вывоза. Мусор необходимо перерабатывать либо в полезное сырье, либо уничтожать. Таким образом, вывоз мусора регламентируют следующие нормативные акты:

  • Постановление Правительства РФ №155 от 2005 года, в котором регламентируются правила предоставления услуг по вывозу ТБО и жидких бытовых отходов;
  • Федеральный закон №89 от 2016 года, определяющий виды отходов и производства;
  • Гражданский и Жилищный Кодексы РФ, в которых отражены юридические аспекты взаимоотношения жильцов с управляющими компаниями.
  • Каждый из этих нормативных актов содержит ответы на животрепещущие вопросы жильцов.

Читайте также:  СанПиН: что это такое, в чем заключаются правила

На законодательном уровне (ФЗ №131 от 2003 года с изменениями в 2014 году ) закреплено право на организацию самоуправление. Таким образом, право на заключение дополнительных договоров остается за управляющими компаниями.

Немного об изменениях в законодательстве о ЖКХ

Изменения в законодательстве

Получая расчетку по оплате коммунальных услуг, каждый жилец видит графу «вывоз мусора», которая входила в состав оплаты за эксплуатацию жилого помещения. Глядя на то, как, каким образом и в какое время вывозится мусор непонятными организациями, становится непонятно: коммунальная или жилищная услуга вывоз ТБО и кому все же идут оплаченные деньги?

Не так давно законодатель вывел услуги по вывозу мусора из группы по оплате за эксплуатацию жильем, поскольку помимо самих жильцов мусор выносят и другие лица, в том числе и предприятия, бары и рестораны, располагающиеся рядом, а они за этот самый «вывоз мусора» как раз и не рассчитываются. Таким образом, теперь вывоз ТБО является коммунальной услугой.

Законодатель решил уйти от прямой привязки от площади квартиры, поскольку некорректно считать количество произведенного мусора от площади жилья, ведь мусор производит человек. Именно поэтому была введена категория тарификации, напрямую привязанная к человеку, который проживает на жилой площади и от количества лиц, зарегистрированных в жилье, даже если они в нем не проживают.

С целью исключения конкуренции для управляющих компаний выбирается единый оператор по вывозу мусора. Это может быть как частная компания, так и государственная. Глядя на горы мусора под своими окнами, жильцы будут задумываться о своевременной оплате, ведь изменения четко регламентируют обязанность оператора осуществлять вывоз мусора при полном отсутствии задолженности по оплате.

Читайте также:  Как делятся по капитальности группы жилых зданий?

Разбирательства с недобросовестными плательщиками полностью возлагается на самих жильцов и управляющую компанию. Возможно, переход на единый тариф будет способствовать улучшению взаимопонимания жильцов и управляющей компании, а также повысит уровень чистоты в каждом дворе, что благоприятно скажется не только на облике микрорайона, но и на отношении граждан к своему правительству.

Своевременная оплата позволит пополнить казну и решить вопрос с мусоросжигательными или мусороперерабатывающими заводами, поскольку до сих пор во многих населенных пунктах как в черте, так и за их территорией, находятся свалки мусора, которые порождают антисанитарию и очень сильно, но незаметно влияют на окружающую среду отдельно взятого населенного пункта. При возникновении проблем с вывозом мусора отвечать должна управляющая компания, от чьего имени заключается договор с оператором. При отсутствии задолженностей по оплате разрешение конфликта возлагается исключительно на нее.

Станет ли чище

Как говорится в одной африканской пословице: «Нельзя оценить вкус плода, не попробовав его». То же самое происходит и в законодательной сфере. Необходимо что-то менять, что-то пробовать и искать «золотую середину». Новые правила порождают множество вопросов. Так выбор оператора осуществляется на конкурсной основе, но предлагать оператора может управляющая компания. Таким образом, коррупционная составляющая все равно будет присутствовать.

Помимо этого стоит понимать, что наличие «мертвых душ», зарегистрированных на жилой площади, напрямую отразится на уменьшении объема кошелька. Для простого человека безразлично — кому он по квитанции будет платить. Важно, чтобы тариф был прозрачным, невысоким и был виден результат оплаты. Именно такие условия и становятся гарантией оптимального взаимодействия органов самоуправления и горожан.

Читайте также:  Проекты панельных домов СССР: 9 этажей и другие вариации – что лучше?

Облик каждого населенного пункта зависит от самих жильцов, а потом уже от обслуживающих компаний, ведь никто не пойдет сжигать или закапывать свой собственный мусор у себя на даче.

Новые правила вывоза ТБО: